«Никто не мечтает стать микроменеджером — как и плохим руководителем в целом. Едва ли кто-то просыпается по утрам и думает: «Что бы мне такого сделать, чтобы усложнить моей команде ее работу?» — подчеркивает карьерный консультант Горик Нг, автор книги «Негласные правила: секреты того, как начать карьеру». — Однако многие именно такими и становятся».
Как и почему работа начальника превращается в навязчивые попытки контролировать работу других на каждом ее этапе? Ответ прост: микроменеджер уверен, что сотрудники не справятся, если не отслеживать каждый их шаг. В результате последние тратят больше времени и сил на доказательства своей компетентности, чем на саму работу.
Вот черты и паттерны поведения, на которые стоит обратить внимание.
1.Вы постоянно все перепроверяете
Бывают случаи, когда микроменеджмент необходим — например, если сотрудник неопытный или не слишком мотивированный, считает консультант в области лидерства Кимберли Б. Каммингс. Другое дело — когда вы не даете сотрудникам даже шанса проявить себя и показать, на что они способны.
«Склонный к микроменеджменту руководитель то и дело спрашивает сотрудников, каков статус той или иной задачи, даже если до дедлайна еще далеко. Постоянно напоминает, что что-то нужно сделать, прислать или запланировать. В конце концов сотрудник лишается возможности самостоятельно выполнять свои задачи».
Каммингс советует руководителям почаще спрашивать себя: «Получалось ли у этого сотрудника справляться с задачами ранее? Выполнять их вовремя? Демонстрирует ли он полное понимание задачи, проекта в целом и своей роли в нем? Сможет ли он справиться и на этот раз?»
Ответы на вопросы помогут понять, так ли необходим тщательный контроль за действиями сотрудника или это лишь средство от вашей тревоги.
2.Вы не конкретизируете свои ожидания
Если сотрудник только устроился на работу, то тщательный контроль над ним может быть уместным. Но и в этом случае важнее всего не просто контролировать, а объяснять, что от него ожидается — как в процессе работы, так и по ее завершению.
Можно сказать прямо: «Мне важно, чтобы вы научились делать это самостоятельно, но на первых порах я буду рядом — объяснять, давать обратную связь, где-то контролировать. Как только вы освоитесь, это полностью станет вашей ответственностью».
Увы, далеко не все руководители отдают себе отчет, что конкретно хотят от сотрудника: как, когда и зачем должна быть выполнена задача. И начинают вмешиваться, когда тот делает что-то не так, как им представлялось. Или не успевает выполнить задачу в срок, пусть изначально и не озвученный.
3.Вы фокусируетесь на незначительных деталях
Сотрудники ждут от начальника, что он будет концентрироваться на общей картине и глобальных задачах, а мелкие, составляющие этот пазл, оставит им. И когда тот начинает придираться к мелочам, например, к одному пункту в качественном и сданном вовремя отчете, это не может не раздражать весь коллектив.
4.Вы убеждены, что ваши решения — единственно верные
«Еще один яркий признак микроменеджера — то, что руководитель требует от сотрудников, чтобы они выполняли задачи в точности как и он. Ведь это «единственный правильный способ», — объясняет Горик Нг. — Подобная узость мышления убивает креативность на корню — равно как и мотивацию».
«В краткосрочной перспективе вы можете получить желаемое благодаря микроменеджменту, но сотрудники так ничему и не научатся. Они не будут чувствовать себя ответственными и компетентными, — подытоживает Нг. — Чем больше вы будете все контролировать, тем больше сотрудники будут расслабляться, зная, что вы все равно продиктуете, что им делать дальше».
Так что микроменеджмент — стратегия управления, при которой в конечном счете страдают все. У начальника завал дополнительной работы, а у сотрудников — ноль шансов чему-то научиться и проявить себя. Может, пора от нее отказаться?