Мы часто ставим себе цели: похудеть/найти новую работу/выучить иностранный язык/наладить режим дня — у каждого свой список. Цель воодушевляет, наполняет нас энергией.
Мы обдумываем, как ее достичь, разбиваем путь к ней на более реалистичные и достижимые этапы. По крайней мере, такими они нам кажутся, пока процессом управляет наш рациональный мозг…
Но через какое-то время мы сталкиваемся с серьезным противодействием. В игру вступает эмоциональный мозг, и наше видение желаемых перспектив сменяется внутренним хаосом. Теперь все будет зависеть от того, к какому мозгу — рациональному или эмоциональному — мы прислушаемся.
Кто возьмет верх?
Учитывая, что большинство из нас бросает свои цели на полдороге, чаще мы становимся жертвами своего эмоционального мозга. Ничего удивительного, ведь он гораздо активней и настойчивей, нежели рациональный — по своей природе ленивый и склонный следовать на буксире за эмоциональным.
При столкновении с каким-либо внешним препятствием между ними происходит примерно такой диалог:
Эмоциональный мозг: «О! Препятствие! Оно несет угрозу для нас!»
Рациональный мозг: «Наверное, я соглашусь… Оно выглядит довольно устрашающе…»
Эмоциональный мозг (в панике): «Почему мы все еще здесь? Бежим отсюда — быстро!!!»
Рациональный мозг (готовый на все, лишь бы эта история поскорей закончилась): «Да, пожалуй, нам не справиться, мы недостаточно способные/знающие/привлекательные…»
Душевный хаос нарастает, ощущение «я недостаточно хорош для этого» все сильней резонирует с бессознательными установками.
Внешние препятствия вскоре превращаются во внутренние, и наше движение к цели останавливается
Чтобы достичь цели, нам нужно взбодрить наш рациональный мозг, чтобы он взялся за дело всерьез, не поддаваясь паническим настроениям эмоционального мозга.
Поясним это на таком примере. Представьте, что едете в машине с маленьким ребенком, и он от испуга отпихивает вас от руля, думая, что если он станет рулить, вы оба будете в безопасности. Как вы поступите?
Как включить рациональный мозг
1. Присутствуйте в настоящем моменте
Первым делом нужно вернуть ребенка на его место на заднем сиденье, чтобы он не мешал управлять машиной. Это вопрос безопасности, но не только — ребенок станет спокойней, видя, что вы взяли ответственность на себя.
Поскольку в данном случае ребенок и взрослый представлены в одном — вашем — лице, это означает, что вам нужно не поддаваться истерике и соблазну немедленно капитулировать, а восстановить свое присутствие в настоящем моменте.
Когда между стимулом и реакцией есть зазор, вы контролируете себя и свои действия. Как показывают исследования, в этом случае мы не отступаем перед трудностями, открыты для разнообразных возможностей и, выбрав подходящую, действуем смелее.
2. Трансформируйте энергию
Даже на заднем сиденье ребенок может продолжать кричать и плакать по инерции. В этом случае не рассчитывайте, что он сам успокоится и расслабится. Переключите его с негативной эмоции на столь же сильную позитивную. Хорошо помню, что, когда моему сыну было два года и он начинал плакать, легче было заставить его рассмеяться, чем успокоить.
Точно так же, когда мы, взрослые, объяты страхами или беспокойством, мы можем перевести негативную энергию в конструктивное русло.
3. Добивайтесь согласованной работы
Рациональный и эмоциональный мозг имеют разные мотивационные системы. Первый настроен планировать и осуществлять планы, второй стремится избежать боли и обеспечить безопасность. Секрет успеха состоит в том, чтобы примирить эти разные намерения и добиться согласованной работы. Если мы представим, как прекрасно будем себя чувствовать, достигнув цели, эмоциональный мозг настроится на ее достижение.
Не менее важно и приучить рациональный мозг прислушиваться к нашим эмоциям: они могут служить ему компасом, помогающим выбрать не цель, но путь. Продолжая наш пример с ребенком в машине — допустим, мы воодушевили его, рассказав, в какое чудесное место едем, однако нам хочется, чтобы и само путешествие его радовало, и ради этого мы можем немного изменить намеченный маршрут, например, поехать в объезд.
Реже всего достичь цели мешают внешние обстоятельства. Это лишь первый уровень препятствий. Чаще всего мешают препятствия, которые мы создаем себе сами. Если научиться распознавать, когда нами управляет эмоциональный мозг (в этот момент мы испытываем страх), мы сможем передать ответственность более продвинутым областям мозга. И сумеем достигать поставленных целей.