23-летний россиянин съеден акулой. Почему нас ужасают такие события?
Фото
На съемках фильма «Челюсти» (1975 г.)

Трагедия в Хургаде

У пляжа Dream Beach акула подплыла к купающимся в море людям и атаковала их. Девушке удалось спастись, а мужчина погиб в зубах хищника. По свидетельствам очевидцев, он кричал и не мог выплыть. Предположительно это был 23-летний иллюстратор, уроженец Архангельска Владимир Попов, проживавший некоторое время в Балашихе.

После несчастного случая власти Хургады временно закрыли все пляжи. В Генеральном консульстве РФ попросили граждан России «сохранять бдительность, строго руководствоваться устанавливаемыми египетскими властями запретами на купание и дайвинг, неукоснительно соблюдать поступающие от сотрудников гостиниц и береговой охраны сигналы к выходу на сушу».

Если от этой новости у вас по спине поползли мурашки, а в ночных кошмарах вспоминаются кадры из фильма «Челюсти» и других хорроров про акул и прочих морских хищников, — в этом виновато когнитивное искажение. Рассказываем, как и почему наша психика реагирует на яркие драматичные истории гибели людей и как себя успокоить.

Эвристика доступности

В когнитивистике есть такой термин — «эвристика доступности», и хотя он кажется сложным на первый взгляд, в реальности мы сталкиваемся с ним чуть ли не ежедневно. Что такое эвристика доступности? Это наша тяга воспринимать то или иное событие как более частое лишь потому, что мы больше о нем знаем — или чаще о нем слышим. То есть мы делаем выводы о распространенности события/явления по тому, с какой легкостью достаем из памяти аналогичное — и игнорируем целую картину.

Любопытно, что именно случаи с акулами — хрестоматийные, их разбирают во многих книгах по когнитивистике, статистике и поведенческой экономике

Люди склонны переоценивать опасность акул: этому способствуют и многочисленные образы из поп-культуры (фильм «Челюсти» годами собирал кассу в кинотеатрах, а потом и на кассетах и DVD), и любовь журналистов к живописанию нападений акул. В итоге, то и дело слыша о гибели людей от жутких акульих зубов, мы без труда вспоминаем о таких трагедиях — и нам кажется, что они происходят чуть ли не каждый день.

Утешительная статистика

Сколько же на самом деле человек погибают в челюстях акул? По данным Института морских исследований при правительстве Австралии от 2021-го, — 10 человек в год. На весь мир! Вспомните, сколько жизней унес «Мистер Сидр» не далее как на этой неделе, и оцените, насколько более распространены отравления алкоголем по сравнению с нападениями акул.

Произошедшее в Хургаде — безусловно, трагедия для семьи погибшего, и никакая «эвристика доступности» не облегчит горе родным и друзьям. Однако нам, в очередной раз читая новости о грозных морских хищниках, стоит помнить, насколько же те опасны на самом деле.

Точно ли, отменяя из-за акул отдых в Египте, мы делаем свою жизнь безопаснее?

Что действительно может обезопасить нас — так это переход дороги исключительно на зеленый сигнал светофора (в 2021 году в ДТП в одной только России погибли около 15 тыс. человек), использование электросамокатов только в парках и с ограничением скорости (за 2022 год — 19 смертей в России), покупка качественного алкоголя (на счету сидра-убийцы — 30 жизней).

А вот риск погибнуть в пасти акулы, при всей кошмарности такой смерти, настолько мал, что мы можем им пренебречь — особенно если не занимаемся серфингом у берегов Австралии.

Подробнее об «эвристике доступности» и о том, как она вредит нам, вы можете почитать в прекрасной книге Стивена Пинкера «Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна».