«Ну что я за недотепа!» — думаю я, наблюдая, как чашка, словно в замедленной съемке, опрокидывается и мою налоговую декларацию захлестывает кофейное цунами. Эта мысль длится всего мгновение. Но на это мгновение она заполоняет мое сознание целиком, не оставляя места ни для чего другого. Я полностью тождествен мысли о том, какой я недотепа.
В повседневной жизни подобные обобщающие характеристики настолько укоренились в нашем сознании, что мы их даже не замечаем, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть их сомнению. Всякий раз, получив хоть малейшее подтверждение собственной предвзятой самооценки, мы вновь ставим себе на лоб все тот же жирный штамп: «трус», «неряха», «невезучий», «неудачник», «жертва», «плохая мать», «нелюдим». Часто такой же штамп скрывается за высказыванием: «Этого следовало ожидать!»
Но почему так происходит? Не при рождении же на нас навешивают ярлыки? Этот младенец относится к виду «недотепы», ставим штамп — и готово! Или штамп поставили позже? Может, ярлык «недотепа» навесили на меня в детстве? Или это слово звучало в замечаниях родителей, воспитателя в детском саду, футбольного тренера? «Осторожнее, ты, недотепа!»
Даже если происхождение оценки невозможно проследить, важно признать, что сегодня я ставлю на себе эту печать уже сам. Возможно, она настолько срослась с моим самовосприятием, что я уже не могу сознательно их разделить? Но важнее спросить себя: «А вправду ли я недотепа? Действительно ли такое поведение „типично“ для меня?»
Если вы вдруг сообразили, что и у вас есть похожий штамп, искажающий самовосприятие, присмотритесь к нему повнимательнее
Что, собственно, означают слова, которыми вы постоянно себя описываете? Попробуйте дать им определение. Согласно словарям, «недотепа» — это «неловкий, неуклюжий человек». Можно ли считать меня недотепой лишь потому, что я иногда опрокидываю чашку? Не противоречит ли этому факт, что я неплохо умею настраивать компьютер или собирать шкаф из IKEA? Действительно ли я в среднем больший недотепа, чем большинство участников репрезентативной контрольной группы?
На этот вопрос трудно ответить, скажете вы. Именно к этому я и веду! Штамп хочет обмануть вас, заставить думать, что сложнейшую процедуру оценки можно свести к простому утверждению. Перестаньте принимать за абсолютную истину все, что рефлекторно приходит вам в голову в трудную минуту. Если вы всю жизнь ставили на себе штамп (или это делал за вас кто-то другой), это совсем не значит, что он соответствует истине!
Оценки ситуаций, настоящих или будущих, также могут принимать форму штампа. Например, появляется ли иногда в ваших мыслях слово «катастрофа» (или что-то подобное)? Может быть, вы употребляете его и в повседневной речи: «Катастрофа! Я опаздываю на последний автобус!» Или, может быть, вы из тех, кто, увидев наутро после вечеринки гору немытой посуды, в ужасе заламывает руки и восклицает: «О Боже!» Конечно же, именно так мы думаем и говорим.
Если вы заметили, что используете столь пафосную лексику для оценки и описания повседневной жизни, присмотритесь к этим словам повнимательнее
Например, погуглите слово «катастрофа», а еще лучше посмотрите картинки, которые выдает поисковик. Конечно, на рациональном уровне вы понимаете (по крайней мере, я надеюсь, что это так), что опоздание на автобус нельзя ставить в один ряд с образами стихийных бедствий, войн и конца света.
Тем не менее именно эти ассоциации вы активируете каждый раз, используя для оценки ситуации это слово. Независимо от того, верующий вы человек или нет, восклицание «О Боже!» и заломленные руки выглядят скорее как последний отчаянный призыв перед наступлением апокалипсиса, а не как реакция на грязные тарелки, в которых плавают окурки, правда?
Сами слова, которые мы выбираем, описывая свои переживания, уже влияют на то, что мы переживаем. Но чтобы осознать это, я должен сперва признать существование мысли как таковой и дистанцироваться от нее.
Представьте, что вы прижались носом к картине. Вы находитесь так близко к ней, что она заполнила все поле вашего зрения. Изображение выглядит нечетким и довольно уродливым. Только сделав шаг назад, вы сможете увидеть картину по-настоящему. Теперь она имеет четкие границы, и вы можете рассмотреть и оценить ее как представление некоей реальности. Может, эта картина вам совсем не понравится. Вероятно, вы вообще не любите живопись. Но в любом случае необходимо осознавать, что вы находитесь в музее, а не в самой картине.
В терапии принятия и ответственности есть понятие когнитивного слияния: мы соотносим мысли и оценки с их объектом, будь то наша личность или бытовая ситуация
Мысли типа «я недотепа» или «это катастрофа» начинают восприниматься не как субъективные оценки, а как совершенно объективная реальность.
Эффективным средством против таких ментальных искажений служит когнитивное расцепление (разделение). Смысл его в том, чтобы снова разделить поток мыслей и реальности на составные части. Есть множество стратегий, позволяющих восстановить дистанцию по отношению к мысли и таким образом поставить ее под сомнение.
Возможно, в данный момент вас донимает какая-нибудь мысль? Тогда попробуйте приведенные ниже стратегии. Пусть даже некоторые из них покажутся смешными и странными (а может, и немного глупыми), поверьте: все эти техники доказали свою эффективность на практике.
13 психологических техник
Техника 1. У меня есть мысль…
Переформулируйте свою мысль. Предварите ее коротким пояснением: «У меня есть мысль, что…». Обратите внимание на небольшую, но существенную разницу между утверждениями «Я недотепа» и «У меня есть мысль, что я недотепа». Представьте себе облако, плывущее по небу. Скажите себе, что вы не облако, а небо.
Техника 2. Написанное пером
Запишите свою мысль на листке бумаги, а затем ответьте на вопрос: «Что вы видите перед собой?» Вряд ли вы скажете: «недотепу» или «катастрофу»; возможными ответами будут: «предложение», «слова», «буквы», «написанное пером», «мысль». Регулярно смотрите на этот листок, даже какое-то время носите его с собой и наблюдайте, как записанные мысли постепенно теряют силу. В конце концов, мысли — это просто мысли.
Техника 3. Воздушный шарик
Запишите мысль на воздушном шарике и медленно его надувайте. Наблюдайте за тем, как ваша запись увеличивается в размерах и все больше искажается, пока не окажется совершенно нечитаемой. Затем снова выпустите воздух. При этом держите шарик перед собой. Ваша мысль — не что иное как теплый воздух, дующий вам в лицо. Снова надуйте шарик и на этот раз дайте воздуху выходить через узкую щель. Слышите, как ваша мысль мучительно пищит? Затем отпустите шарик и смотрите, как он беспорядочно мечется по комнате и врезается в стену.
Техника 4. Отправьте мысли в путешествие
Запишите свою мысль на листке бумаги. Сделайте из него самолетик, который можно запустить с моста, или кораблик, чтобы отправить его по озеру. Или скомкайте этот лист и сыграйте в офисный баскетбол, используя мусорную корзину.
Техника 5. Ритуал прощания
Устройте ритуал прощания со своей мыслью. Запишите ее на листке бумаги, а потом сожгите его или закопайте в саду. Или запишите ее на бумажном фонарике, который можно запустить в воздух.
Техника 6. Художественная критика
Нарисуйте свою мысль (неважно, насколько вы талантливы или креативны). Рисунок может быть как абстрактным, так и реалистичным. Дайте волю фантазии или просто нарисуйте человечка из палочек, а рядом опрокинутую чашку кофе. Теперь посмотрите на свое произведение глазами художественного критика. Оценивайте форму, а не содержание.
Техника 7. Карикатура
Представьте свою мысль в виде карикатуры. Например, нарисуйте непропорциональный и утрированный образ неловкого человека. Знаете ли вы скетч Лорио «Картина висит криво» (Loriot, Das Bild hängt schief)? Если нет, посмотрите его
Техника 8. Подражание голосам
Произносите свои мысли в разных тональностях и регистрах. Не стесняйтесь имитировать чужие голоса и акценты; чем причудливее, тем лучше (например, Микки Маус, Дональд Дак или Дарт Вейдер)!
Техника 9. Замедленная съемка
Встаньте перед зеркалом и произнесите свою мысль очень медленно (как будто в замедленной съемке): «Йа-а-а-а-а не-е-е-е-е-е-до-о-те-е-е-па-а-а-а-а-а!»
Техника 10. Скороговорка
Проговаривайте свою мысль вслух снова и снова на протяжении как минимум минуты, ускоряя ритм. Превратите ее в скороговорку, произнося которую, вы как будто обещаете себе: «Катастрофа, катастрофа, катастрофа, катстрофа, кастрофа, кстрофа, ксрофа, ксроф!»
Техника 11. Три китайца с контрабасом
Знаете ли вы песню «Три китайца с контрабасом»* (Drei Chinesen mit dem Kontrabass- шутливая детская песенка, в которой в разных куплетах все гласные во всех словах меняются на какую-то одну.)? Замените все гласные в своей мысли на одну и ту же и повторите несколько раз: «Йи нидитипи!», «Ете кетестрефе!»
Техника 12. Караоке
Пропойте свою мысль несколько раз. Подбирайте разные мелодии (какую-нибудь детскую песенку, известный музыкальный хит, рекламные джинглы или Пятую симфонию Бетховена).
Техника 13. Мучитель
Представьте, что ваш разум — это отдельная личность или существо, которое приносит вам мысли на серебряном блюде. Дайте ему прозвище (Мучитель, Старый Ворчун, Критик) или человеческое имя — скажем, Ульф. Затем представьте, что ведете с Ульфом беседу. Вы можете спорить («Ульф, послушай, но ведь в нынешней ситуации есть что-то хорошее!») или подтрунивать над ним («Катастрофа, Ульф? Правда? Ты уверен, что на этот раз не преувеличиваешь?»).
Обратите внимание, что все техники когнитивного разделения — это своего рода отстранение
Чем больше тяготящая вас мысль отдаляется, воспринимается как нечто внешнее, подвергается манипуляциям или становится объектом карикатуры, тем лучше вы осознаете, что это всего лишь мысль, и тем скорее эта мысль теряет над вами власть. В конце концов, власть в руках шахматиста, а не шахматной фигуры.
Поэтому впредь старайтесь обращать внимание на когнитивные искажения, с которыми каждый день сталкиваетесь. Разумный принцип Рене Декарта «Cogito ergo sum» по-прежнему в силе: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Но я не являюсь тем, что я думаю; в крайнем случае, я думаю о том, кем я являюсь».
Ну что, у вас тоже голова пошла кругом? Или это просто мысли?