Еще со времен Древней Греции философы, а затем психологи, нейрофизиологи и биологи пытаются разгадать ее секреты. Сократ утверждал, что она подобна отпечатку перстня на восковой дощечке души, и долгое время считалось, что наша память — это след прошлого, которое можно при необходимости точно воспроизвести.
Однако современная наука утверждает: наши воспоминания — лишь приблизительный набросок того, что было на самом деле. А ученые из Латинской Америки установили, что кратковременную память нельзя считать первым этапом долговременной — их механизмы различны1.
Эти открытия подтверждают: функционирование памяти — это сложный процесс, и многие его тайны еще не разгаданы. А что мы знаем наверняка?
1. Где находится память?
Всякий раз, когда исследователям казалось, что «центр памяти» найден, они были вынуждены отступить: воспоминания не хранятся в одной определенной зоне головного мозга. Сегодня большинство ученых считают, что память «локализуется» в синапсах — зонах контактов между нейронами. А информация, которую предстоит запомнить, кодируется посредством химических веществ, участвующих во взаимодействии нейронов.
Поэтому нельзя назвать одну конкретную область мозга, где бы хранилось конкретное воспоминание. В то же время некоторые его зоны играют более существенную роль для определенных видов памяти, поскольку в случае их повреждения возникают серьезные нарушения одного из них.
Память — это совокупность «модулей». При повреждении одного функция памяти в целом не нарушается
Например, гиппокамп — часть древней коры мозга — обеспечивает запоминание впечатлений, включая лица и имена, и определяет, что из кратковременной памяти перевести на длительное хранение. Когда этот участок мозга повреждается в результате болезни или травмы, человек начинает жить только прошлым: новые впечатления не откладываются в долговременной памяти.
2. Каковы виды памяти?
Информация поступает в мозг от органов чувств, поэтому говорят о визуальной, слуховой, тактильной, обонятельной и вкусовой памяти.
Есть и другие виды: вербальная (память на несвязанные слова); семантическая (она «хранит» смыслы и значения слов); моторная (память на жесты и движения); эмоциональная (память на чувства); соматическая (благодаря ей мы помним телесные ощущения)...
Несколько видов памяти связаны с нашей деятельностью: музыкальная, память на лица и т.д. Психологи говорят о процедурной памяти — мы знаем, как надо действовать, и декларативной — мы помним смысл действий и событий.
Однако эти классификации условны, ведь память — это совокупность «модулей», которые находятся в постоянном взаимодействии. Поэтому при повреждении одного из ее видов функция памяти в целом не нарушается.
Микстура от забвения?
Нам хочется (без труда) запоминать большие объемы информации. Помогают ли лекарства улучшить нашу память, рассказывает невролог Зинаида Колесникова.
«Мозг, как и весь организм, нуждается в питании. Так, количество ацетилхолина, благодаря которому передается нервное возбуждение при запоминании, зависит от количества холина (витамина В4), поступающего с пищей. Если холина мало, ацетилхолина не хватает, и мы жалуемся на память. Кроме того, мозг нуждается в фосфолипидах, фолиевой кислоте, селениуме, тирозине, витаминах. В период интеллектуальной активности и при стрессе он потребляет питательные вещества в повышенном количестве. После того как были открыты клеточные механизмы памяти, появилась возможность разработки новых лекарств, предназначенных пациентам с различными нарушениями. Но все же «волшебную таблетку», способную активизировать все ресурсы памяти, еще не изобрели».
3. Как организованы наши воспоминания?
Мозг мгновенно, без участия сознания, сличает новую информацию с тем, что уже хранится в памяти. Сигнал «проходит» по сети перекрестных ссылок, как в огромном библиотечном каталоге.
К примеру, мы видим пчелу: чтобы вспомнить слово «пчела», визуальная память связывается с лексической, которая делает запрос к семантической памяти. С этого момента устанавливаются и другие нейронные цепи, и мы вспоминаем свой страх — ведь нас уже жалили (так проявляются сенсорная и эмоциональная память) — и удовольствие (вкусовая память напоминает о том, что мы любим мед).
Получая свежую информацию, мозг создает новые категории и переопределяет прежние. Это помогает нам легче вспоминать...
4. Сколько они длятся?
От доли секунды до всей жизни. Ультракороткая (сенсорная) память: в течение нескольких мгновений (от 0,3 до 3–4 секунд) мы продолжаем слышать, чувствовать, ощущать то же, что и несколько секунд назад. Например, моргая, мы на мгновение закрываем глаза и продолжаем видеть то, что только что было у нас перед глазами. Затем забываем эти образы или сохраняем их в долговременной памяти.
Кратковременная память: ее задача — удержать (в течение примерно 20–30 секунд) в сознании обобщенный образ информации, поступившей от сенсорной памяти, и затем перекодировать самое актуальное для долгосрочного хранения.
Оперативная память: хранит информацию в течение времени, необходимого для выполнения определенного действия. Например, мы хотим кому-то позвонить, ищем номер в телефонной книжке, запоминаем и, если нам ничто не помешает, можем его правильно набрать. Но если линия занята и необходимо перезвонить позже, мы успеваем номер забыть. Длительность такой памяти варьируется от минуты до нескольких дней.
Долговременная память: благодаря ей мы бессрочно храним события прошлого и можем вспомнить их.
5. Может ли память быть перегружена?
Долгое время считалось, что не может, — возможно, потому, что психологи знали примеры безмерной памяти. Выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия в своей «Маленькой книжке о большой памяти» (МГУ, 1968) описал историю пациента, с которым он работал в течение 30 лет. Этот человек непроизвольно запоминал и не мог забыть огромные объемы новой информации и глубоко страдал из-за своей сверхпамяти.
Но обычно объем кратковременной памяти ограничен: мы запоминаем от пяти до девяти цифр или слов. Удержать в памяти более длинную цепочку не удается — новая информация вытесняет старую. Объем памяти можно увеличить за счет укрупнения информации — от букв к слогам, к словам, к смыслам, но все равно мы запомним от пяти до девяти смысловых единиц.
Долговременная память обладает безграничными ресурсами. А вот вспомнить мы можем далеко не все, что было когда-то отправлено на хранение. Это можно объяснить тем, что у нас ограничены возможности воспроизведения находящейся в памяти информации.
6. Когда начинаются наши воспоминания?
Спустя сорок восемь часов после рождения младенец уже узнает свою мать. Более того, существуют и пренатальные воспоминания: новорожденный ребенок вспоминает песни и музыку, которые напевала или слушала во время беременности мать, — прислушиваясь к ним, он затихает или лучше засыпает. А некоторые дети, похоже, способны описать или нарисовать то, как выглядела их внутриутробная жизнь. Можно предположить, что запоминание начинается еще до нашего рождения.
7. Почему мы так мало помним из детства?
Наша самая ранняя (младенческая) память — эмоциональная и моторная, у детей трех–пяти лет лидирует образная память, то есть они запоминают без участия сознания, а логическая память расцветает лишь к 10–13 годам.
Забывание — обратная сторона процесса памяти: если бы мы помнили все, наша жизнь стала бы невыносимой
Именно поэтому у нас мало осмысленных воспоминаний детства, наша память о нем в основном проявляется в спонтанных реакциях и ощущениях, и связаны они обычно с сильными эмоциями: радостью, страхом, стыдом.
8. Почему случаются потери памяти?
Забывание — обратная сторона процесса памяти: если бы мы помнили все, наша жизнь стала бы невыносимой. Вот почему люди с гипермнезией (сверхпамятью) вынуждены прибегать к специальным приемам, для того чтобы забывать.
В повседневной жизни наши мелкие «дырки в памяти» (забыли зайти в булочную по пути с работы; сомневаемся, выключили ли, уходя из дома, утюг) вызваны скорее невнимательностью, тем, что мы не можем сосредоточиться на всех текущих делах, а также мыслями, которые нас отвлекают.
Иногда мы не можем вспомнить какое-то слово или имя. Это происходит потому, что мы запоминаем различную информацию, находясь в разных состояниях — они зависят от нашего интереса, мотивации, эмоций, которые мы переживаем в этот момент. И мы можем лучше воспроизвести ее на том уровне активности, на котором запоминали. Кстати, именно поэтому невозможно во сне выучить иностранный язык.
А вот настоящей (болезненной) потерей памяти — амнезией — нередко сопровождаются травмы мозга, полученные, например, в аварии: человек не может вспомнить события, которые либо предшествовали инциденту, либо сразу за ним последовали. Интересно, что после выздоровления он забывает навсегда то, что происходило с ним в период лечения.
Помимо этого, конечно, существуют серьезные нарушения функций мозга: при болезнях Альцгеймера или Паркинсона нервные клетки сначала отмирают в гиппокампе, а затем и в других отделах мозга, что приводит к необратимым провалам памяти.
Причем при болезни Альцгеймера утрачивается семантическая память — человек помнит, как производить определенные действия, но не понимает зачем, а при паркинсонизме — процедурная память: человек знает, что делать, но не понимает как.
Не завершили... и запомнили!
Готовясь к отчету или экзамену, прерывайте иногда ваши занятия. Причем в тот момент, когда вы наиболее увлечены ими. Дело в том, что информация лучше запоминается, когда усилия не завершены. Такую закономерность выявила психолог Блюма Зейгарник («эффект Зейгарник»).
Проведя серию экспериментов, она доказала, что, когда задуманное не доделано, внутреннее эмоциональное напряжение (не получив разрядки) остается настолько высоким, что мы непроизвольно удерживаем в своей памяти и легко воспроизводим то, что сейчас так важно для нас.
9. Почему, старея, мы теряем память?
В процессе естественного старения мозг продолжает стабильно работать. Однако все мы знаем пожилых людей, которые забывают то, что было недавно, но отчетливо помнят события давних лет. Дело в том, что в мозге сначала разрушаются недавно созданные нейронные связи, а потом более ранние. И первым из памяти выпадает то, что запомнилось недавно.
Есть и другие причины ухудшения памяти с возрастом. Стареет тело: притупляются зрение, слух и осязание. Человек, например, привыкает к тому, что воспринимает только расплывчатые очертания. Мозг, получая все меньше сигналов и стимулов, необходимых для усвоения новой информации, замыкается на привычном.
Чем богаче окружающее ребенка пространство, тем лучше разовьются его способности к запоминанию
Питание становится менее разнообразным и не так хорошо насыщает мозг, а снижение физической активности уменьшает снабжение его кислородом. Недостаток личной мотивации, сужение круга интересов также влияют на ухудшение памяти.
Однако с помощью тренировки мы можем на долгие годы сохранить наши способности к запоминанию и воспроизведению информации. Например, многие музыканты, исполнявшие классическую музыку, могли играть на своем инструменте до преклонных лет. Так, американский пианист Мечислав Хоржовский давал свои последние блестящие концерты в… 94 года.
10. Почему у некоторых людей память лучше?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Генетики пока не открыли ген, отвечающий за качество памяти. Зато нет никаких сомнений: чем богаче окружающее ребенка пространство, тем лучше разовьются его способности к запоминанию.
Богатство означает разнообразие предметов, форм, цветов, звуков и запахов, опытов и открытий. А также положительных эмоций: чем больше их в жизни ребенка, тем сильнее все, что с ними связано, отпечатается в его памяти.
А затем в течение жизни каждый вырабатывает различные стратегии запоминания: мы по-своему выстраиваем взаимосвязи между разными видами информации, сортируем ее. И чем разнообразнее эти стратегии, тем лучше память.
Об этом
- Анри Бергсон «Творческая эволюция. Материя и память» Харвест, 2001
- «Психология памяти» Под редакцией Ю. Гиппенрейтер и В. Романова АСТ: Астрель, 2008.
- Стивен Роуз «Устройство памяти. От молекул к сознанию» Мир, 1995.
- Вероника Нуркова «Общая психология. Память» Академия, 2008.
Об эксперте
Татьяна Ребеко — психолог, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В. Н. Дружинина ИП РАН.
1 I. Izquierdo, J. Medinab, M. Viannaa, L. Izquierdoa, D. Barrosa «Separate Mechanisms for Short- and Long-term Memory». Behavioural Brain Research, 1999, vol.103.