«Хочешь избежать критики — ничего не делай»
Критика бывает разная — конструктивная и деструктивная, мотивирующая и демотивирующая, поддерживающая и вдребезги разбивающая, тактичная и токсичная. Важно понимать, что встречи с критикой неизбежны, потому что взгляды и мнения, представления и восприятие людей различаются.
Порой также имеет значение и фактор симпатии или антипатии. Поэтому важно договориться с собой и понять: даже если вы сделаете что-то выдающееся, очень ценное, сделаете талантливо, от души, все равно найдется тот, кому это не понравится. Тот, кто осудит, обесценит и раскритикует. Так бывает, потому что некоторым людям свойственно считать, что они знают, как нужно жить, думать, выражать или не выражать себя.
Толерантность к критике, способность ее воспринимать, справляться с ней, отличать конструктивную критику от токсичной — очень важные для жизни навыки. В то время, когда один человек воспримет конструктивные замечания, найдет в них ценные моменты и использует себе во благо, другой обидится и почувствует себя задетым.
Если критика может быть конструктивной и деструктивной, то осуждение часто признак высокомерия
Возможный неприятный побочный эффект такой обиды — жизненная пассивность. Это явление хорошо описал философ Элкин Хаббард: «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
Если критика деструктивна, если ее цель — унизить, «разнести», «разбить» человека, поколебать его уверенность в себе, проманипулировать, почувствовать превосходство, на нее важно уметь реагировать.
Все делают это по-разному: кто-то идет на конфликт, кто-то пытается защититься, оправдаться, кто-то игнорирует неприятные слова. Крайне важно уметь защищать свои границы, чтобы поставить критикующего человека на место.
Как справиться с критикой: 10 лайфхаков
- Научитесь определять, с какой критикой вы столкнулись: с конструктивной или с деструктивной. Подумайте, какова была ее цель. Человек хотел вам помочь (например, иногда критика помогает улучшить качество вашей работы, «продукта», проработать слабые стороны, способствует вашему развитию) или имел другую цель (например, самоутвердиться, унизить вас, поставить в неловкое положение).
- Если вы ощущаете, что критика была токсичной, принимайте ее как вызов. Считайте, что критикующий своеобразным способом учит вас стоять за себя, оставаться верным себе и устойчивым, несмотря ни на что.
- Развивайте способность реагировать на критику. Зачастую люди испытывают растерянность, когда сталкиваются с ней. Не знают, как ответить, поэтому так боятся чужих оценок. Но за верные замечания можно человека поблагодарить. А если они ошибочны, несправедливы, отвечайте конкретно, четко, не пытайтесь оправдываться или обороняться.
- Не отвечайте сразу. Дайте себе время успокоиться и проанализировать.
- Не защищайтесь, когда вас несправедливо осуждают или критикуют. Это лишь усилит нападки критикана.
- Аргументируйте. Очень важно иметь четкие факты и аргументы, чтобы достойно отвечать на критику. Даже если человек делает это, чтобы помочь, может статься, какие-то его высказывания полезны, а какие-то нет. Поэтому важно продумать, что ответить. Отметьте моменты, которые принесли вам пользу, приведите аргументы против того, что вам не подходит.
- Если вы боитесь критики, полезно обратиться к психологу, чтобы найти истоки этого страха, разобраться с ним и научиться не позволять ему негативно влиять на вашу жизнь.
- Относитесь к критичным высказываниям в свой адрес как к обратной связи. Иногда критика неизбежна, например, при защите дипломных работ, на экзаменах, при обсуждении проектов. А иногда обратной связи, как и советов, не просят, однако находятся желающие ее дать, и она может быть неуместной. В этом случае вы имеет полное право дать отпор.
- Обратную связь можно просить самим, исходить она должна от компетентных людей, чье мнение для вас важно. Такая критика может принести вам огромную пользу.
- Помните о своих сильных сторонах. Важно вспоминать о них, когда вас критикуют. Да, нам всегда есть над чем работать. Но есть и то, чего мы уже достигли, в чем хороши.
Критика в социальных сетях и интернет
Публикуя что-то в интернете и социальных сетях, надо понимать: ваш текст, видео или фото могут вызвать разные реакции. Кто-то просто посмотрит и пойдет дальше, кто-то поддержит, кто-то даст оценку и раскритикует.
Важно учиться доверять себе и не позволять никому навязывать вам свое мнение. Если чья-то точка зрения не совпадает с вашей и воспринимается вами как критика, достойным ответом может быть: «Спасибо за ваше мнение». Можно добавить, что у вас свой взгляд на ситуацию.
Зачем же поддаваться на провокации и тратить свою энергию?
Не стоит обманывать себя: мы не можем нравиться всем. Безграничная любовь окружающих — это утопия, от которой лучше отказаться. Вступая в диалог с токсичным критиком, важно знать: порой он только этого и ждет, чтобы вылить на вас в ответ еще больше яда.
Помните и о том, что комментарии к вашим постам могут писать совсем неадекватные люди, «тролли». И полемика с ними способна навредить вашему эмоциональному состоянию. Зачем же поддаваться на провокации и тратить на них свою энергию?
Об авторе
Светлана Святетски — психолог, сказкотерапевт, член Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Ее