Синдром Корсакова
Сергей Корсаков — один из самых значимых научных деятелей XIX века. Выпускник медицинского факультета Московского университета, Корсаков начинал карьеру психиатра как ординатор одной из столичных клиник нервных болезней. Общаясь с пациентами и исследуя причины их ментальных проблем, например, депрессии или расстройств памяти, врач описывал собственные наблюдения в докладах и сборниках, которые и сегодня остаются актуальными.
Кроме того, именно в честь Корсакова назван один из синдромов, связанных с нарушениями памяти. Его можно определить по таким признакам, как:
трудность в запоминании текущих событий;
проблема с ориентированием, непонимание, где человек находится, как долго он там пребывает и почему;
наличие ложных воспоминаний о событиях или людях.
Причин синдрома Корсакова может быть несколько — например, злоупотребление алкоголем, атрофия мозговых тканей, новообразования или травмы головного мозга. Сергей Корсаков был первым, кто установил взаимосвязь между этими явлениями и нарушениями памяти. Подробно о пациентах с синдромом Корсакова писал Оливер Сакс в своей знаменитой книге
Цитаты Сергея Корсакова
«Степени меланхоличного состояния могут быть очень различны. Иногда мы имеем только слабое печальное настроение, небольшую тоскливость, уменьшение обычного чувства довольства в соединении с вялостью, апатией, отсутствием интенсивных влечений; в других же случаях мы имеем чрезвычайно резкую картину невыносимого душевного страдания, в сравнении с которым все испытываемые нормальным человеком страдания — ничто».
«Богатство нашего интеллекта заключается в запасе представлений и понятий»
«При болезни, известной под названием ипохондрии и характеризующееся чрезмерным страхом за свое здоровье, мысль о том, что больной страдает какой-нибудь неизлечимой болезнью, например, пороком сердца, насколько ясно выступает в сознании больного, что сопровождается даже болевыми ощущениями в стороне сердца».
«Внимание есть проявление волевое, а волевые проявления, как известно, находятся в большой зависимости от интенсивности наших душевных чувств. Поэтому, чем напряженнее или живее эмоция, вызываемая каким-нибудь рядом впечатлений или воспоминаний, тем — в большинстве случаев — и напряженнее внимание в соответствующую сторону».
«Во время сновидений сознание заполняется совершенно ложными, не соответствующими действительности идеями. Сочетание сновидений часто совершенно противоречит возможности, и в то же время они воспринимаются нами в состоянии сна как нечто реальное и возможное; во сне мы не удивляемся, когда видим лиц, давно умерших, переносимся в отдаленные края, испытываем совершенно невероятные приключения. Проснувшись, мы в большинстве случаев освобождаемся от ложных представлений и быстро распознаем их от действительности, но во время сна, а иногда и в состоянии, переходном от сна к бодрствованию, принимаем их за явления реальные».
«Есть признаки, по которым выздоровление узнается. Прежняя, здоровая личность, все более и более вытесняя болезненные проявления, наконец, совершенно подавляет их. Человек становится тем, чем он был до заболевания»
«Наблюдая за различными проявлениями умственной жизни, мы замечаем, что умственная деятельность бывает различна по своему качеству в зависимости от от живости, то есть энергии душевной деятельности вообще. У некоторых людей с живой энергией постоянно ставятся разные запросы уму, — интеллектуальной деятельности ставятся беспрерывно цели. У других, наоборот, интеллектуальная работа вяла, целей никаких не ставится. Это бывает при общей вялости психической деятельности, при отсутствии живых чувств и интересов».
«В деле развития восприятий играет большую роль акт внимания. Сами по себе ощущения иногда вызывают слишком бледные представления, не переходящие порога сознательности, а остающиеся всецело в бессознательной области. Переход ощущений в сознательные восприятия много зависит от того, с какими представлениями, находящимися в запасе нашего интеллекта, они сочетаются. <…> Мы воспринимаем почти исключительно то, к чему мы подготовлены».
«Истинные галлюцинации бывают не исключительно у душевнобольных. У многих известных в истории личностей бывали единичные галлюцинации. У здоровых людей они составляют явление случайное и наблюдаются большею частью при волнении, утомлении и беспокойстве».
«Всякое мнимоощущение происходит от сочетания какого-нибудь представления, хранившегося в запасе и восстановившегося в сознании, с ярким чувственным впечатлением».