Вклад в науку
В самые трудные и, как кажется, безнадежные времена психологи рекомендуют обращаться к тем, кто прошел через подобный травмирующий опыт, — это помогает обрести веру в себя и найти что-то, ради чего человек найдет в себе силы жить дальше.
К числу таких людей можно отнести и немецкого философа, психиатра и психолога Карла Ясперса
После прихода к власти нацистов в Германии он, в отличие от многих, остался на родине, хотя и лишился права работать и опасался за свою жизнь из-за преследований сторонников гитлеровского режима. Тем не менее Карлу Ясперсу удалось выжить, а после падения фашистской диктатуры — даже включиться как философу и публицисту в общественную деятельность.
Цитаты
Одна из главных книг Карла Ясперса —
«Уловить общее в противоречащем важнее, чем поспешно отметить исключающие друг друга позиции, при которых уже нет смысла продолжать разговор».
«Мы должны научиться видеть трудности ситуаций и позиций, совершенно не похожих на наши собственные, и научиться сочувствию».
«На чувство как таковое положиться нельзя. Сослаться на чувство — это наивность, уклоняющаяся от объективности познаваемого и мыслимого. Только всесторонне обдумав и представив себе что-то — а чувства этот процесс постоянно сопровождают, направляют его и мешают ему, — мы приходим к истинному чувству, на которое можно положиться в жизни».
«Мы, как люди, должны сознавать себя свободными для всяких возможностей».
«Решение жить в бессилии — это акт основополагающей для жизни серьезности. Из него следует перемена, видоизменяющая все оценки. Если он совершается, если ты берешь на себя его последствия, готов страдать и трудиться, то в этом, может быть, состоит высшая возможность человеческой души».
«Отчаяться — значило бы признать, что мы живем в эпоху, когда человечество, по всей вероятности, погибнет».
«Разговоры с молодыми людьми, с некоторыми по крайней мере, дают мне большую надежду. Отчаиваться, по-моему, просто непозволительно. Пока мы живем, мы надеемся».
«Окончательно несвободным человек стать не может».
«Если мы действительно хотим быть еще чем-то, что подобало бы нашему тысячелетнему прошлому, то мы должны судить о том, что мы делаем, по меркам этого далекого горизонта и, судя именно так, видеть и поощрять все, что направлено у нас к добру. Совсем не мало людей, надо надеяться, — хоть я-то знаю немногих — идет добрым путем, и они впадают в уныние из-за того, что это умонастроение не укореняется в сфере общественной».
«К человеку нельзя не предъявлять слишком больших требований. А то не претворится в действительность лучшее, на что он способен».