Психолог и психоаналитик Бруно Беттельхейм родился в 1903 году в Австрии. В 1938 году, когда нацистская Германия аннексировала страну, Беттельхейм с тысячами других евреев и противников гитлеровского режима был отправлен сначала в Дахау, а затем в Бухенвальд — крупные концентрационные лагеря.
В них Беттельхейм провел 11 месяцев: оказавшись на свободе, он переехал в США, где продолжил строить карьеру психолога и посвятил критике фашизма несколько книг.
«Просвещенное сердце», «Люди в концлагере», «О психологической привлекательности тоталитаризма» — лишь некоторые из трудов Беттельхейма, вышедшие на русском языке. Мы собрали самые яркие цитаты из них — о том, что представляет себя человечность, как не потерять веру в лучшее в самые страшные времена и чему опыт пребывания в концентрационных лагерях научил тех, кому удалось там выжить.
Цитаты Бруно Беттельхейма
«Привлекательность тоталитаризма — в его обещании разрешающего самые суровые внутренние конфликты мира с собою и дающего чувство собственной безопасности согласия с окружающим. К несчастью для противника режима, эти согласие и мир достигаются лишь утратой самостоятельности, самоуважения и человеческого достоинства».
«Одним из уроков (в противовес дарвинизму), который дали концлагеря, стал тот факт, что тяга к жизни, elan vital, мало чем может помочь, если не укоренена в любви — любви к человеку, к Богу или к высоким идеалам».
«Чем больше нас окружают машины, тем больше нам надо развивать и проявлять человечность и человеческие отношения. Чем больше мы живем в массовом обществе, тем больше мы должны осознавать необходимость теплых отношений».
«Если кто-то перестает наблюдать, реагировать и действовать, он прекращает жить».
«Одно из главных условий независимого существования личности — ответственность за свои поступки. Если мы выбираем группу немецких граждан, показываем им концентрационный лагерь и говорим: „Вы виноваты“, тем самым мы утверждаем фашистскую идеологию. Тот, кто принимает доктрину вины целого народа, выступает против истинной демократии, основанной на индивидуальной автономии и ответственности».
«Внутренняя воля к жизни зависит в большей мере от помощи извне — и они странным образом переплетены. Сильнейшим мотивом к выживанию может быть то, ради чего человек готов остаться в живых любой ценой. Например, это может быть сильная привязанность к любимым людям — к родителям, супруге, детям, ради встречи с которыми человек готов выживать в самых нечеловеческих условиях».
«Со временем я стал отчетливее понимать, что человек меняется в зависимости от того, как он поступает. Поступающие достойно становились лучше, ведущие себя недостойно — опускались еще ниже. И казалось, что ни прошлое, ни характер (либо те его черты, которые были бы значимы в психоанализе) здесь ни при чем».
«Вопрос нашего времени состоит в том, что же нам необходимо, чтобы выжить в современную эпоху техники с ее отчуждением человека от человека и человека от природы».
«Неизвестность действует на нас более устрашающе: ее не обманешь, она непрерывно преследует нас. Если мы не можем справиться со своим страхом, он заполняет нашу духовную жизнь, наше сознание или подсознание, превращая жизнь в пытку. Эти рассуждения могут объяснить, почему концентрационные лагеря наводили такой ужас не только на противников режима, но и на тех, кто никогда не нарушал ни малейшего приказа».
«Царящее в тоталитарных государствах спокойствие оплачено гибелью души».