«Кто сеет ветер — пожнет бурю»
С этой фразы начинается примерно половина реценций на этот фильм — тем не менее мы тоже не можем ее не вспомнить. Фильм, конечно, намного больше, чем просто иллюстрация идеи кармы, возмездия, «закона бумеранга», — но именно эту тему можно назвать сюжетообразующей.
Притча, сказка повествует о жизни в некоем постапокалиптическом будущем. Сценарий, написанный в конце девяностых, оказывается не только устаревшим, но и даже остроактуальным сегодня.
Юг России. Сушь, пыль и ветер. В степи у солончаков в нищете и разрухе живут Иван и Катя. Иван спит — спать он вообще способен где угодно и сколько угодно. Катя будит его со словами о том, что в доме совсем не еды: «Как жить будем, Иван?». Тот, взяв ружьишко и собрав вещмешок, отравляется за обмелевшее море — добыть еды и платье для жены. И здесь начинается самый настоящий Путь Героя.
Для Карла Густава Юнга и Джозефа Кэмпбелла Путь Героя отражал переход от хаоса мудрости к гармонии зрелости. Истории из сказок и притч о приключениях внешних симполизируют трансформацию внутреннюю: на каждом этапе Пути Героя встречаются архетипы коллективного бессознательного, выполняя те или иные роли, помогая ему дойти, а нам — понять значение этого движения.
Этапы Пути Героя
Согласно концепции исследователя мифов Джозефа Кэмпбэлла, Путь Героя повторяется из сюжета в сюжет в разных культурах разных народов по всей планете. Он состоит из определенных этапов, включая основные.
«Зов приключений» — мотиваций к движению в неизвестное, в данном случае — необходимость обеспечить семью необходимым, едой.
Встреча с ментором, наставником или помощником — в фильме это скорее старший попутчик, чьи слова сыграли решающую роль в последующих событиях на Пути Ивана.
Испытания и встречи со значимыми фигурами (архетипами).
Самое главное испытание, кульминация путешествия, как правило, — это битва с могущественным врагом, по сути — с Тенью, темным началом внутри себя.
Получение награды.
Дорога обратно.
Возвращение с наградой иди трофеем. Герой совершает символический круг и возвращается в исходную точку измененным, преображенным, мудрым, вышедшим на следующий этап познания себя и мира.
Путь Героя в фильме «Ветер»
Попутчиком Ивана становится такой же, как он, вооруженный мужчина. Вместе они отправляются пешком по обмелевшему морю в края, где можно найти еду — а при везении и что-то еще. Каждая сцена в фильме метафорична, каждый кадр — красив, каждый диалог имеет смысл, каждое решение непременно аукнется героям в будущем.
Может ли человеческая жизнь быть ценнее, чем жизнь суслика или рыбы? Где грань, за которой убийство становится «целесообразным»? На какой стадии в нас, людях, включаются инстинкты и поступками перестает управлять тонкая надстройка коры, отвечающая в мозге за осознанность и способность давать этическую оценку и взвешивать последствия своих действий? И можно ли потом оставаться в мире с собой?
Сюжет держит в напряжении, музыкальный ряд поддерживает атмосферу. Путь Героя, который поначалу кажется довольно каноничным, напоминающим знакомые мифологические сюжеты, постепенно закручивается. Цепочка причин и следствий, обстоятельства и внутренние решения приводят героя к кризисной точке, в которой он вступает в диалог с Богом, задавая извечные вопросы — то ли ему, то ли себе.
Это тоже этап Пути Ивана. К этому моменту герой доведен до крайности — и сценаристы и режиссер блестяще раскрывают работу психики человека, оказавшегося в критических обстоятельствах. В условностях притчи очень четко, честно, правдиво раскрывается психологическое состояние героя.
Финал фильма закольцован с его началом — мы понимаем значение сцены, в которой офицер призывает хмурых мужчин защищаться от неизвестного врага: «Войне — быть!» Сюда ли приводит Ивана его собственный Путь Героя?..
Метафоры
Фильм насквозь пронизан метафорами и аллюзиями к другим известным лентам. Образы главных героев, конечно, отсылают нас к русским сказкам — Иван лежит «на печи», а потом идет бороться со злом. Только оно, как это нередко бывает, оказывается в нем, и основная битва у героя — с самим собой. Бродячий проповедник — не только знаковый образ сотен и тысяч ему подобных, регулярно появляющихся в истории человечества, но и маркер смутного времени, когда людям особенно нужны хоть какие-то опоры. Похоронщик-цыган, затягивающий пронзительную песню, напоминает героев Кустурицы.
О фильме можно сказать еще очень много, его можно разбирать как художественное произведение, как палитру человеческих эмоций, как философское сочинение… даже как сон. А главное — каждый увидит в нем нечто свое. заметит то, что созвучно ему. Это же сила искусства и есть, верно же? Так что иди и смотри.
«Ветер» был представлен на XXIII Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске в марте 2025 года и получил главный приз конкурса — «Золотая тайга» имени Сергея Соловьева за лучший отечественный дебютный фильм.
Сергей Члиянц, режиссер по образованию, известен в мире кино как успешный продюсер («Мама, не горюй», «Даун Хауз», «Бумер», «Как я провел этим летом» и другие) и сценарист, с фильмом «Ветер» дебютировал как режиссер.
Олег Васильков получил приз имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль — и жюри, и зрители отметили его великолепную актерскую игру. Несомненно, признания заслуживает и работа операторов — Данилы Горюнкова и Альберта Саргсяна. Будем надеяться, что они получат награды за эстетически безупречный видеоряд фильма.
Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru