«Я преисполнялась и присоединялась к религиозно-обрядовой системе»
Елена, 27 лет
Я соблюдала пост с самого детства, поскольку мои мама и бабушка очень религиозные. Как ребенок — буквально пару дней, как подросток — около недели, в основном перед причастием.
Причастие символизирует принятие тела и крови Христа. Перед этим необходимо соблюдать пост, чтобы настроиться физически и духовно, затем исповедоваться, покаяться и освободиться от грехов, чтобы очиститься. Часто люди причащаются перед великими праздниками — Рождеством, Пасхой, Троицей, которым предшествует не менее великий пост. Верующие люди соблюдают посты, которые длятся неделями, поэтому находятся в этих ограничениях значительное время.
В моей семьей одни продукты исключали из рациона (мясо), другие ели по определенным дням (рыба — по средам и пятницам), третьи заменяли: (сливочное масло — на постное). Перед Рождеством я старалась ничего не есть до первой звезды, что символически связано с рождением Иисуса Христа, делала себе такой вызов.
После окончания поста праздник ощущался особенно ярко, поскольку все ограничения снимались
Например, на Рождество и Пасху я ходила в церковь на ночную литургию, возвращалась домой и совершала разговение. Все казалось особенным, какие-то простые вещи типа кофе с молоком, хлеба с маслом приносили огромную радость. Я преисполнялась и присоединялась к религиозно-обрядовой системе.
Пост — воздержание не только физическое (отказ от скоромных продуктов), но и духовное (отсутствие развлечений, сонастройка на серьезный лад, рефлексия о грехах), что довольно трудно понять в раннем возрасте.
Я рассматривала пост как обязательное ограничение, которое накладываю как бы сознательно, но при этом принудительно. Повзрослев, я пережила кризис веры и перестала соблюдать пост по идеологическим причинам. Как я думаю сейчас, это не очень здоровая тема: ты постоянно думаешь, как бы себя посамобичевать и поконтролировать.
«Неужели без поста нельзя быть верующим человеком?»
Сабина, 25 лет
Пост так или иначе всегда был частью моей жизни, потому что мама — верующий человек. Благодаря ей я сначала оказалась в воскресной школе, потом — на ежевоскресных и праздничных службах. Если и то и другое я делала, потому что «так надо», то поститься в какой-то момент решила из собственного любопытства. У меня был перед глазами пример мамы, которая довольно часто отказывалась от каких-то продуктов (даже отчасти во вред здоровью), и я подумала, что в этом, возможно, что-то есть.
Как оказалось, не для меня. Чисто технически придерживаться поста несложно — особенно если есть опыт каких-то диет
Но меня донимал вопрос: зачем я это делаю? Какая разница, ем я творог и курицу или нет? При чем здесь усмирение тела, если я могу есть что-то другое, но тоже вкусное? Мне нужно перейти на хлеб и воду, чтобы все-таки «возвысить душу»? Для чего пост другим, если при этом они курят, матерятся и нарушают те же заповеди? Неужели без поста нельзя быть верующим человеком?
Большое количество вопросов и то, что в обществе пост в большей степени сведен до диеты, отбило желание продолжать этот «эксперимент». А спустя время я отошла и от религии, устав тратить время на то, что на самом деле меня не волновало. Теперь с постом меня связывают только периодические напоминания маме, что вера верой, но здоровье должно быть на первом месте.
«Я рассчитывала, что начну чувствовать себя лучше и физически, и духовно»
Татьяна, 25 лет
Я росла в семье, где мама верующая, а папа — атеист, поэтому отношения с религией тоже оказались двоякими. В детстве я носила крестик, ставила иконки, ходила в храм на Пасху и смотрела богослужения по телевизору на Рождество. Но этим вся вера и ограничивалась.
В 15 лет я подружилась с одноклассницей, которая жила в более религиозной семье. Я узнала, что она собирается попробовать поститься, и захотела последовать ее примеру. Конечно, в этом было мало духовной составляющей.
Прежде всего я хотела испытать себя: смогу ли полтора месяца ограничивать себя практически во всей любимой еде?
Родители отнеслись к моему неожиданному решению с пониманием, покупали постные продукты, интересовались самочувствием. Все родственники знали, что для меня это больше эксперимент, но ни со стороны верующих, ни со стороны неверующих никакого осуждения не было.
Я питалась в основном картошкой, макаронами, хлебобулочными изделиями, фруктами и овощами и продержалась весь пост, лишь пару раз нарушив запреты, в том числе по незнанию. Я рассчитывала, что начну чувствовать себя лучше и физически, и духовно, но в результате большую часть времени чувствовала голод и думала о еде.
Конечно, сейчас я понимаю, что такой подход категорически неправильный, особенно в подростковом возрасте. Я должна была проконсультироваться с врачом, составить сбалансированный рацион, возможно, принимать витамины, а не восполнять недостаток питательных элементов тоннами сушек и баранок. В итоге ограничения в еде по факту не вышло: я просто ела больше менее питательной пищи.
Эксперимент оказался первым и последним. Через год я пришла к агностицизму, а затем атеизму, а еще через несколько лет окончательно отказалась от любых ограничений в еде.
«Добрые дела откроют вам новые грани не только жизни, но и вашей личности»
Екатерина Сиванова, семейный психолог
Верующий человек соблюдает Великий пост прежде всего для того, чтобы ощутить радость Пасхи и приблизиться к Богу. Пост, молитва, присутствие на службе в храме приносят утешение, чувство сопричастности и единения, что снижает напряжение от текущих дел и внешней повестки и дает надежду: Христос воскреснет! Пасха случится и на этот раз.
Пост может стать вредным в двух случаях:
если вы поститесь во имя поста, а не во имя веры,
если вы имеете какие-либо медицинские противопоказания относительно приема пищи.
Смысл поста заключается не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы делать смысл существования в этом мире более осознанным. Например, некоторые люди отказываются от сквернословия, другие — от просмотра сериалов в качестве поста. У каждого свой пост и свой путь к Богу.
Все ограничения у нас в голове, в том числе и мысль «съешь мясо в пост — совершишь грех»
Если уж на то пошло, то монастырский устав подразумевает полный отказ от продуктов животного происхождения. Ну попробуйте москвича, который работает в офисе, тратит по полтора часа на дорогу и растит детей, резко перевести на такой формат питания. Что с ним будет? Раздражение, злость, недомогание. Разве в этом смысл поста? А как беременная женщина может отказаться от полноценного рациона? И что же? Она теперь великая грешница?
Поэтому, если вы решили поститься, идите в храм и разговаривайте со священником, который обязательно скажет: «Поститесь по мере сил. Главное, людей не обижайте и молитесь».
Ходите в церковь, причащайтесь, беседуйте со священниками (идеально — с духовником) и делайте, делайте добрые дела. Полгода собираетесь навестить престарелого родственника и откладываете? Сделайте это. Можете поработать волонтером в благотворительном фонде? Делайте это. Поезжайте в хоспис, детский дом или дом престарелых.
Везде нужна помощь. Не готовы к таким испытаниям? Тогда разберите библиотеку и отвезите давно прочитанные, но хорошие книги в детский дом.
Поверьте, добрые дела, проявление заботы о тех, кто немощен, откроют вам новые грани не только жизни, но и вашей личности. Только делайте не для галочки, а из состояния чистого сердца, которое доброе от рождения у каждого человека.
«Пост — аскетическая и созерцательная практика, ведущая к духовной цельности, осознанности и живой связи с Богом»
Наталия Инина, христианский психолог
Пост — форма выражения глубинного религиозного мотива, изначально существующего в нашем психическом и проявляющегося сознательно или бессознательно в каждом человеке. Например, в нашей стране в первой половине XX века желание построить прогрессивный мир без религии выразилось в бессознательную атеистическую религию с сомнительными святыми и святынями.
Пост — естественная, традиционная и наиболее доступная форма выражения и проживания религиозного опыта, существующая практически во всех религиях мира. И, разумеется, в периоды, когда опоры материального мира шатаются, люди стремятся к чему-то вне его границ.
Наша традиционная религия включает массу общин с очень разными представлениями о важности и предписаниях поста, которые складываются из очень не похожих друг на друга верующих
Здесь вы встретите и невротика, обсессивно-компульсивно рассматривающего в лупу состав продукта, и того, кто считает, что пища, как и все внешнее, вообще не имеет никакого значения в посте. Все это разные средства, а цель более или менее одна — утвердиться во внутреннем духовном пространстве и приблизиться к Богу.
Пост имеет несколько смыслов:
Просьба. Человек подкрепляет постом просьбу к Богу и создает рамки и условия для духовной работы, а не приносит жертву. Такая форма была достаточно популярна в прошлом. При этом во все времена большинство людей понимало, что Бог не особенно нуждается в наших подвигах и голодовках.
Осознание ошибки. Человек настраивает себя на духовный лад в удобной форме, а не наказывает себя за грехи. Хотя, естественно, человек с не очень здоровой психикой будет убежден в обратном.
Инициация и перерождение. До V века в христианской традиции крестили взрослых людей, в основном на Пасху: чтобы стать христианином, нужно было духовно и интеллектуально 40 дней потрудиться. Люди запоминали возвышенное ощущение и желали повторять этот опыт. Так сложился Великий пост. Исторические реалии поменялись, но суть осталась прежней. Ключевое слова поста — покаяние — в изначальном греческом смысле — не самобичевание, а перерождение, буквально — изменение ума.
Говоря психологическим языком, пост — аскетическая и созерцательная практика, ведущая к духовной цельности, осознанности и живой связи с Богом. Можно предложить такую метафору: тело и психика — музыкальный инструмент, душа — гармония, красота, творчество, выражающиеся в музыке, а пост — настройка инструмента.
Но нужно иметь в виду, что вера, проявляясь в нас, может становиться частью наших внутренних конфликтов. Смыслы поста, разумеется, будут подменяться и служить не перерождению, а усилению невротических тенденций. Поэтому всегда хорошо начинать с честного, открытого вопроса себе: а зачем я это делаю?
Практикующий психолог, руководитель Центра «Психология взросления», преподаватель МГУ имени Ломоносова, РПУ святого Иоанна Богослова, Московского института психоанализа, лауреат национальной премии «Психея» за достижения в области практической психологии
Личный сайт