«Удивить, обрадовать, заинтриговать»: зачем мы упаковываем подарки
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Одни старательно выбирают цвет бумаги и усердно завязывают бантики, другие используют секонд-хенд — упаковку от прежних подарков. Кто-то перепоручает это ответственное дело профессионалам, поскольку сомневается в собственном мастерстве. Но труднее всех тому, кого необходимость не просто подарить подарок, но и «оформить» его повергает в уныние или даже выводит из себя.

История

«Упаковка — лишняя головная боль, которая добавляется к предновогодней беготне, — жалуется 46-летняя Анна. — Ведь было же время, когда подарки дарили просто так». Действительно, мы вновь стали их упаковывать лишь в середине 1990-х: время дефицита сменилось относительным изобилием, когда и появилась разнообразная упаковка. А как возникла традиция?

«До конца XIX века подарки вручались совершенно открытыми, а упаковывать их стали в США — это был хороший стимул для развития новой отрасли торговли, — рассказывает социолог Мартин Перро. — Сначала использовали невыразительную и грубую крафт-бумагу, затем была изобретена бумага узорчатая, целлофан, цветные ленты, которые имели большой успех».

Крупные предприятия, стараясь подчеркнуть исключительность бренда, создавали свой стиль упаковки

И конечно, мы точно знаем, что в России в конце XIX века рождественские подарки (у тех, у кого они вообще были) «лежали под елкой в пакетах». Алексей Толстой описывал в «Детстве Никиты» Рождество в дворянской семье, праздник, приготовленный для своих и для крестьянских детей: «Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Было слышно, как щелкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками».

Мотивы

Сегодня для любителей упаковки наступили золотые времена: ленты, шарики, цветочки, бумага любого размера, цвета, рисунка, плотности; готовые коробки и пакеты, цветной картон, чтобы все сделать самим…

«Большинство из нас дарит не столько подарки, сколько удовольствие, — размышляет семейный психотерапевт Инна Хамитова. — А упаковка делает практически любой предмет тем, чем он, собственно, и должен быть: сюрпризом».

1. Уделить внимание

Главное — ничего не бояться, пробовать и сделать так, как хочется. Удивить, обрадовать, заинтриговать. Упаковка ведь показывает прежде всего то, сколько внимания мы готовы уделить другому человеку.

Денис, которому сейчас 50 лет, с удовольствием вспоминает о своем необычном подарке девушке, в которую был страстно влюблен: «Это было настоящее нагромождение ярких упаковок, вложенных одна в другую. Я потратил уйму времени, чтобы их сделать. Получилось отлично: бумага переливалась всеми цветами, ленты закручивались в красивые кольца… Внутрь я ничего не положил. Там было пусто. Мне кажется, она поняла, что так я хотел выразить свою любовь, чувство настолько нематериальное, что „подарить“ его по-другому было невозможно».

«Такой необычный подарок мог показаться жестоким, — анализирует Инна Хамитова, — озадачить, расстроить. Но, если женщина правильно расшифровала послание, она действительно могла быть очарована. Ведь как еще подарить нематериальное (любовь, нежность, радость)?»

2. Дополнить подарок

Обычно упаковка — это все-таки дополнение, способ придать больше очарования предмету, который находится внутри. Она может повысить его «статус» и рассказать получателю о нашем желании как-то отличить его, выделить среди других, показать, что он особенный для нас, что мы не просто исполняем формальность, вручая ему свой дар.

40-летняя Лиза рассказывает, что начала тщательно упаковывать подарки в пику матери, которая всегда использовала старую бумагу, оставшуюся от прошлых праздников: «Помню, что у всех все было одинаковое и некрасивое, небрежное, и мне это не нравилось. И я придумала — однажды упаковала каждый подарок в газетную страницу, где был подходящий по смыслу заголовок. С тех пор я часто пользуюсь этой идеей. Собираю в течение года странички, размышляю, прикидываю. Да, мне нравится этим заниматься!»

Совет

Красивая, дорогая упаковка может вызвать неловкость и даже раздражение. Кажется, что ответить на шикарный подарок мы должны тем же, но при этом не чувствуем в себе ни ресурсов, ни возможностей, ни талантов. В этом случае стоит доверить дело профессионалам. Их легко найти в больших магазинах в специальных отделах. Поверьте, дело стоит того!

«Мы становимся взрослыми, перестаем верить в чудеса: все предсказуемо, тайны больше нет, — говорит психоаналитик Светлана Федорова. — Возможно, упаковка подарков станет одной из мелочей, позволяющих вернуть ощущение волшебства, снова оказаться в детстве, поиграть в прятки, заворачивая, „маскируя“ подарок». А на смену неловкости придет уверенность в себе и новогоднее настроение

«Удивить, обрадовать, заинтриговать»: зачем мы упаковываем подарки
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Упаковка

Кто получает больше удовольствия: тот, кто заворачивает, или тот, кто разворачивает? «Упаковывая, мы радуемся, что делаем что-то своими руками, а также фантазируем о реакции человека, который получит наше произведение, — рассказывает психоаналитический психотерапевт Светлана Федорова. — Нам может нравиться и то, что человек получит как будто два подарка».

Лиза

Для Лизы каждый из ее близких — особенный; она заранее продумывает упаковку, ищет самые точные (именно для этого человека) слова. В этом поиске проявляется и она сама: черты ее характера (перфекционистка, любит все сделать совершенно), профессиональное удовольствие (она журналистка) и даже ее политические взгляды (заголовки всегда имеют подтекст).

Марина

А вот 28-летняя Марина играет на разнообразии фактур упаковочных материалов. «В зависимости от того, кому я хочу преподнести подарок, я выбираю шелковую бумагу, крафт, блестящую, матовую или глянцевую… — рассказывает она. — Выбор никогда не бывает случайным.

Для мужа, например, я ищу что-нибудь с перебором — слишком толстую или слишком тонкую бумагу, очень яркую или абсолютно белую

Этот человек ничего не делает наполовину, всегда идет до конца и предпочитает чрезмерность посредственности. Я нахожу упаковку под стать его крайностям. Этот ритуал превратился в своеобразную игру между нами: он не выдерживает и за несколько дней до праздника всегда спрашивает, смеясь, что я еще такого придумала…»

Распаковка

Внешний вид подарка не менее важен, чем его содержимое. «Продуманно упакованный, он может доставить больше удовольствия, чем дорогой подарок, упакованный кое-как», — комментирует Инна Хамитова. Чем больше внимания мы уделили оформлению, тем сильнее наша привязанность к адресату».

Своими действиями мы ясно даем ему понять, что хотели посвятить ему свое время, открыто признаем: «Я хочу доставить тебе удовольствие и не стесняюсь этого». Мы ставим маленький спектакль, по-режиссерски выстраиваем вручение подарка, стараясь вызвать у получателя восторг открытия.

Смотреть, как открывают подарки, — особое удовольствие. Это таинственный момент из детства, который бессознательно мы хотели бы вновь пережить.

Ведь мы помним, как дрожали от нетерпения, разрывая упаковку, чтобы наконец увидеть!

«Большинство людей радуются красиво упакованным подаркам: кто-то аккуратно раскрывает упаковку, стараясь не повредить ее, кто-то страстно разрывает, чтобы побыстрее добраться до подарка, это зависит от характера, — рассуждает Светлана Федорова. — Впрочем, некоторые не любят упакованные подарки, как не любят сентиментальностей, — возможно, потому что не привыкли, чтобы о них заботились. Или они просто разучились удивляться».

Ольга

45-летняя Ольга, получив на корпоративной вечеринке красивый подарок от Деда Мороза, расплакалась: «Мне давно никто не дарил такой красоты… Только мама. В детстве». Воспоминания детства вызывают очень сильные эмоции, потому что они сообщают нам важную информацию: не только Дед Мороз, но и я сам существую, обо мне позаботились, я важен, я есть, я хороший!

Вывод

Так что отбросьте сомнения, если они еще остались, и берите в руки бумагу и ножницы. «Чтобы создать праздничное настроение, достаточно включиться в подготовку к нему, — говорит этнолог Эммануэль Лаллеман. — Когда мы сами придумываем, готовим и упаковываем подарок, это означает, что мы хотим по-настоящему присутствовать в нем, вкладываем в него себя и вообще ценим тот особый вид коммуникации, которым является вручение подарка…»

Наверное, поэтому после праздников многие из нас помнят не столько подарки, сколько упаковки. И количество выпитого тут ни при чем.

Клинический психолог, системный семейный психотерапевт, директор Центра системной семейной терапии (ЦССТ)

Светлана Федорова

Психоаналитик, старший преподаватель кафедры психоанализа факультета психологии НИУ ВШЭ