О чем сериал и кто его создатели
Вам когда-нибудь хотелось, чтобы рабочий день прошел незаметно, и вот вы уже лежите в постели и совершенно не заботитесь о том, чем были заняты в офисе? Именно эта мысль пришла в голову создателю «Разделения» Дэну Эриксону несколько лет назад по пути на завод по производству дверей. Он устроился туда вскоре после переезда в Лос-Анджелес и рассказывал, что, как и герои его сериала, работал в помещении без окон. Однажды шоураннер задумался: «А что, если есть способ отрешиться от задач, которые нужно выполнить телу в течение следующих восьми часов ради зарплаты, но не переживать это сознательно?» Так появилась идея одного из лучших научно-фантастических сериалов последних лет.
Сюжет сосредотачивается на сотрудниках загадочной корпорации Lumon, которые прошли уникальную процедуру разделения. Ее суть заключается в возможности отделить рабочие воспоминания от повседневных, в результате чего личность трудящихся делится на две: внутреннюю — интра — и внешнюю — экстра. Центральный персонаж сериала Марк С. — вне офиса — Марк Скаут (Адам Скотт) — возглавляет отдел по обработке макроданных.
Он решился разделить свое сознание, поскольку так и не смог смириться с гибелью любимой жены в автокатастрофе
В подчинении у героя три подопечных: ироничный Дилан (Зак Черри), соблюдающий правила Ирвинг (Джон Туртурро) и новенькая сотрудница Хелли Р. (Бритт Лауэр). Коллеги девушки привыкли не задавать лишних вопросов, даже если выполняемая ими работа может казаться абсолютной бессмыслицей, а извращенные правила корпоративной культуры — внушать дикий ужас. Сама Хелли отказывается молчать и отчаянно хочет покинуть компанию, но ее экстра не позволяет уйти. Вскоре Марк, Дилан и Ирвинг присоединяются к бунту новенькой, а заодно решают вместе понять какие тайны Lumon от них скрывает.
Премьера «Разделения» состоялась в 2022 году. Сериал был высоко оценен критиками и стал лауреатом премии Гильдии сценаристов США в номинациях «Комедийный сериал» и «Новый сериал». Бен Стиллер — исполнительный продюсер проекта и режиссер. За ним числятся шесть эпизодов первого сезона и пять — второго.
Чем закончился первый сезон
Осторожно, спойлеры!
Первый сезон «Разделения» завершился мощными клиффхэнгерами. Прознав, что интра можно активировать и во внерабочее время, сотрудники отдела макроданных решают этим воспользоваться, чтобы лучше узнать о своих экстра. Дилан остается в офисе и следит за процессом, пока коллеги спешат сообщить окружающим правду о том, как жестоко Lumon обходится со своими сотрудниками. В процессе герои успевают немного узнать и о себе.
Так, Хелли Р оказывается дочерью руководителя корпорации и внучкой ее основателя, вокруг которого в компании сложился мощный культ личности
Марк выясняет, что его деспотичная начальница Хармони Кобел (Патриция Аркетт) живет по соседству и пытается заполучить доверие его недавно родившей сестры. Но еще больше его удивляет то, что в фотографии погибшей жены своего экстра он узнает психолога на «разделенном» этаже — мисс Кейси.
Тем временем Ирвинг обнаруживает у себя в доме пугающие картины с изображением знакомого темного коридора с лифтом, ведущим в тестовую комнату Lumon. Помимо этого, мужчина находит список сотрудников корпорации и прибывает на указанный адрес своего офисного друга Берта. То, что Ирв видит на месте, окончательно выбивает его из колеи.
Что покажут во втором сезоне
Если первый сезон «Разделения» сосредотачивался в основном на персонаже Адама Скотта, то во втором создатели сериала обещают уделить больше внимания предыстории его коллег. На данный момент вышло два эпизода. Всего планируется 10 серий, премьера последней должна состояться 21 марта.
В стартовом эпизоде Марк С. возвращается в офис спустя пять месяцев после бунта отдела, но вместо привычной команды встречает новых сотрудников
В конце концов, ему удается убедить начальство дать друзьям второй шанс в надежде, что они продолжат свое расследование, но между героями появляются собственные тайны, которыми они не спешат делиться.
Почему все говорят об этом сериале
Причин популярности «Разделения» несколько.
Увлекательный жанровый микс
Успех шоу Дэна Эриксона — в его многогранности. В первых сериях темп у «Разделения» медленный, но ближе к финалу сериал разгоняется и оставляет немало вопросов, на которые создателям только предстоит дать ответы. Во многом смена скорости повествования обусловлена смешением различных жанров. Поначалу сериал может показаться острой драмой о переживании утраты и актуальным социальным комментарием на тему баланса между работой и личной жизнью. Насколько мы готовы пожертвовать собственным эмоциональным состоянием ради карьеры? Какими должны быть нормы субординации? Может ли у корпораций быть неограниченная власть над сотрудниками?
Однако чем дальше мы погружаемся в историю, тем отчетливее проявляются в сюжете детективная составляющая и психологический триллер. На проверку оказывается, что Lumon руководствуется сомнительной философией своего основателя Кира Игана, считавший, что человек должен обуздать в себе четыре нежелательных темперамента: злобу, страх, веселье и горе. Несмотря на то, что мужчина уже давно умер, в корпорации он сродни божественной фигуре, которую увековечивают в статуях и элементах декора по всему зданию.
Сами сотрудники будто оказываются членами религиозного культа, где за малейшее сомнение или неповиновение тебе грозят психологические пытки в помещении с обманчиво невинным названием «Комната отдыха»
Не забываем о том, что Lumon многое скрывает: не объясняет сотрудникам суть их задач, настраивает отделы друг против друга, предлагает работникам странные поощрения, вроде «вафельной вечеринки», где необходимо надеть маску основателя компании Кира Игана и наблюдать за зловещим эротическим танцем. Можно предположить, что сами создатели иронично сопоставляют работу в компании с адом, поскольку в кадре то и дело мелькает англоязычный аналог слова — Hell.
Поклонникам романтики тоже не стоит упускать сериал из виду. Во втором сезоне зрителей наверняка ждет развитие отношений Марка С. и Хелли Р., которые испытывают друг к другу симпатию. Любопытно, как привязанность экстра скажется на их интра? Ведь за пределами корпорации герои лично не знакомы друг с другом. К тому же Марка Скаута наверняка не оставит в покое мысль о том, что гибель его жены могла оказаться ложью.
Идеально выверенная картинка
Другая примечательная сторона «Разделения» — уникальный визуал, частичной вдохновленный антиутопией Терри Гиллиама «Бразилия», сюрреалистичным «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонза и «Матрицей» сестер Вачовски. Художник-постановщик Джереми Хиндл делал ставку на то, чтобы мир «Разделения» получился одновременно красивым и пугающим.
В первом сезоне большая часть действия разворачивается в корпорации. Самое жуткое в Lumon — бесконечные белоснежные коридоры, которые больше походят на замкнутый лабиринт. В интерьере преобладает строгая геометрия, благодаря чему создается ощущение напряженности, а отсутствие окон делает пространство клаустрофобным и лишь усиливает давление как на самих героев, так и на зрителей.
Отдел по обработке макроданных тоже выглядит необычно. Это просторная комната с белыми стенами, зеленым ковром и четырьмя рабочими столами, отделяемыми перегородками
На столах — небольшие, будто бы игрушечные компьютеры, на которых сотрудники выискивают определенную комбинацию цифр. По словам Хиндла, офис может привлекать своей лаконичностью, но настораживать пустотой. Такой подход соответствует смятенным чувствам «интра» и «экстра», а заодно подчеркивает, что работники словно дети, которых вывели на игровую площадку.
Преобладание зеленых тонов в компании не случайно. Этот цвет связан с природой и символизирует жизнь, но в условиях «Разделения» ассоциируется с чем-то болезненным и ненастоящим. Сотрудники разделенного этажа обитают в искусственно созданной реальности и не имеют права покидать ее пределы.
Вопрос, который волнует всех: кто я и каким должен быть?
Главное правило прошлогоднего популярнейшего боди-хоррора «Субстанция» гласило: «Вы — одно целое». Оно применимо и для сериала, ведь, по сути, интра и экстра — разные стороны одной личности и, вопреки суждениям боссов Lumon, невозможно выбрать, кто из этих двоих главнее. Создатели шоу показывают, что на спорную процедуру соглашаются те, кому сложно переживать травмирующие события. Но на примере Марка Скаута видно, что процесс не дает необходимого результата. Да, путь исцеления сложный и долгий, но разве не стоит дать себе шанс откликнуться на собственные эмоции? Ведь честная беседа с собой кажется самой короткой дорогой к психологическому комфорту.