Свободы выбора не существует: провокационное исследование Роберта Сапольски
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Чем известен Роберт Сапольски

Роберт Сапольски — профессор неврологии, биологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете. Он вырос в Бруклине, а его родителями были ортодоксальные евреи, эмигрировавшие в США из России. Несмотря на это, он атеист, который открыто выступает против религии. Он даже убежден, что в ее основе могут лежать шизотипические расстройства.

Одна из главных его идей Сапольски в том, что человек, вопреки стереотипам, не обладает свободой воли и выбора. Подробно об этой теории он написал в книге «Поведение: биология людей в самых лучших и худших своих проявлениях». Опираясь на научную базу от истории и философии до политологии и генетики, Сапольски предположил, что свободы выбора как таковой не существует. Все, что делает человек, его поступки и мысли — не результат самостоятельно принятых им решений, а последствия среды и окружения, в которых он вырос, а также работы генов и гормонов.

Чтобы подтвердить гипотезу, он в течение сорока лет изучал поведение людей и приматов.

Что показало исследование

Ученый пришел к выводу, что поведение человека находится вне его сознательного контроля, как и судороги, деление клеток или биение сердца. По его мнению, люди не имеют субъектности — они находятся под контролем собственной биологии, гормонов, раннего жизненного опыта и жизненных ситуаций, окружающей среды и социума. Таким образом, Сапольски ставит под сомнение саму агентность человека, то есть идею о том, что мы свободны в своем выборе, вкусах и поступках. Раскрытию этой идеи и детальному рассказу о многолетнем исследовании будет посвящена его новая книга «Determined: A Science of Life Without Free Will» («Детерминированные: наука о жизни без свободы воли»).

Он считает, что любое действие человека, включая такое рутинное, как выбор платья на вечеринку, обуви для пробежки или ручки для конспектирования лекции, не является свободой. Оно принимается не потому, что мы сами так решили, а потому, что оно продиктовано сторонними факторами, будь то детский опыт, влияние родителей или генетика, которую мыне можем ни контролировать, ни выбирать. Если невозможно, чтобы какой-либо нейрон или мозг действовал без влияния независящих от него факторов, считает Сапольски, то не может быть речи о свободе воли.

Что меняет это исследование и за что критикуют позицию Сапольски

Эта позиция нередко сталкивается с критикой. Так, например, автор признается, что избавление от концепции свободы воли «полностью наносит удар по нашему чувству идентичности, автономии и тому, откуда мы черпаем смысл».Но он признает, что, если это будет сделано, то последствия могут быть серьезными, ведь отсутствие свободы воли также означает, что люди не будут нести ответственность за свои действия.

Отсюда возникают и вопросы, на которые пока не готов ответить автор. Если поступки человека не зависят от него, то как объяснить жертвам насилия, что преступники не заслуживают наказания, ведь они совершили его из-за плохих жизненных условий? Зачем нужна тюрьма, если вина за преступления не на человеке, а на вещах, на которые он не мог повлиять? Как убедить благополучных людей, что их достижения заслуживают меньше похвалы и внимания, потому что добиться им удалось их благодаря привилегиям: достатку, образованности родителей и их связям и не только?

Подобно тому, как предыдущие поколения считали, что припадки вызываются колдовством, некоторые из представлений о личной ответственности могут быть в конечном итоге разрушены. «Мы — машины, — утверждает Сапольски, — исключительные в своей способности воспринимать собственный опыт и испытывать по этому поводу эмоции. Бессмысленно ненавидеть машину за ее неудачи».

Как говорит автор, цель его исследований — не столько поставить общество в философский и этический тупик, сколько повысить уровень сострадания в обществе. «Может быть, если люди поймут, как сильно ранняя травма может перестроить мозг, они перестанут требовать суровых наказаний. Если кто-то поймет, что у него есть заболевание мозга, депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), он перестанет ненавидеть себя за то, что с трудом справляется с задачами, которые кажутся более легкими для других», — приводит слова Сапольски научное издание Phys.Org.