Наблюдать за полетами Светланы Капаниной — лучшего пилота столетия (по версии Международной авиационной федерации) и самого титулованного пилота в мировой спортивной авиации — истинное удовольствие. То, что вытворяет в небе самолет под ее управлением, кажется просто невероятным, чем-то, что не под силу «простым смертным». Пока я стояла в толпе, восхищенно следившей за ярко-оранжевым самолетом Светланы, со всех сторон слышались комментарии коллег, причем преимущественно мужского пола. И все эти комментарии сводились к одному: «Да вы только посмотрите на нее, она же любого мужика-пилота сделает!»
«Действительно, это все еще по большей части мужской спорт, ведь он требует очень большой физической силы и быстроты реакции. Но в целом в мире отношение к женщинам-пилотам скорее уважительное и одобрительное. К сожалению, на родине иногда приходится сталкиваться и с противоположным отношением», — рассказала Светлана, когда нам удалось пообщаться в перерывах между полетами. Над головой тяжело гудели самолеты, управляли которыми те самые мужчины-пилоты — участники
Конечно, получив шанс пообщаться с одним из своих кумиров своей юности, я не могла не упомянуть, что, как и многие советские дети, мечтала когда-то стать летчицей. Светлана слегка снисходительно и по-доброму улыбнулась — подобные «признания» ей приходилось слышать уже на раз. Но сама она попала в самолетный спорт абсолютно случайно и в детстве вовсе не мечтала о фигурах высшего пилотажа.
«Я хотела прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверью самолета и тот момент, когда делаешь шаг в бездну, — рассказывает Светлана. — Когда я пришла записываться на парашютный спорт, в коридоре меня перехватил один из инструкторов и спросил: «Зачем тебе парашюты? Давай лучше на самолеты, там и с парашютом можно прыгнуть, и полетать!» Так и записалась на самолетный спорт, не имея представления, что из себя представляет высший пилотаж и на каких самолетах предстоит летать. До сих пор благодарна тому инструктору за своевременную подсказку».
Удивительно, как такое могло сложиться «случайно». Столько достижений, столько наград, мировое признание — и случайно? «Нет, это наверняка некий особый талант, присущий лишь избранным, или выдающиеся наставники», — такая мысль мелькнула в моей голове, возможно, отчасти в попытке оправдаться перед собой из детства.
Светлана и сама выступает в качестве наставника: сейчас у нее двое подопечных, пилоты-спортсмены Андрей и Ирина. Когда Светлана говорит о своих учениках, ее улыбка становится шире: «Они очень перспективные ребята, и я уверена, что далеко пойдут, если не потеряют интерес». Но дело может быть не только в утрате интереса — для многих людей самолетный спорт недоступен просто потому, что для этого нужны отличное здоровье, хорошие физические данные и немалые финансовые возможности. Например, нужен свой самолет, нужно платить за тренировочные полеты и участия в соревнованиях. Высший пилотаж — элитный и очень дорогой спорт, и далеко не каждый может себе это позволить.
Светлана рассказывает удивительное: в Воронежской области приглашают на обучение полетам на планерах на бесплатной основе, и большинство желающих научиться полетам — девушки. При этом сама Светлана не делает различий между своими учениками в этом плане: «Здесь не идет речи о женской солидарности. Летать должны и ребята, и девушки, главное, чтобы у них было желание, стремление и возможности. Поймите, нет неталантливых людей. Есть люди, по-разному идущие к своей цели. Одним это дается легко и непринужденно, а другие могут идти долго, но упорно, и они все равно придут к своей цели. Поэтому на самом деле талантливы все. И от пола это точно не зависит».
Вот и ответ на вопрос, который я так и не задала. И честно говоря, этот ответ вдохновляет намного больше, чем мысль о том, что кому-то просто «дано», а кому-то нет. Дано всем. Но, наверное, кому-то все же проще приобщиться к авиации, и не столько из-за возможностей, а просто из-за близости к этим кругам. Например, к полетам уже приобщилась дочь Светланы Есения — в прошлом году летчица взяла ее с собой в полет. Сын, Пересвет, пока не летал с мамой, но у детей Светланы много своих собственных спортивных увлечений.
«Когда мои дети были маленькими, они ездили со мной на сборы, на соревнования, а когда стали постарше, увлеклись своим делом — они «летают» на сноубордах, прыгают с трамплинов — эти дисциплины называются «Биг Эйр» и «Слоупстайл» (тип соревнований по таким видам спорта, как фристайл, сноуборд, маунтинбординг, состоящий из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и т.д., расположенных последовательно на всем протяжении трассы. — Прим. ред.). Это тоже красиво, очень экстремально. У них свой адреналин, у меня свой. Конечно, сложно сочетать все это в плане семейной жизни — у меня сезон летний, у них зимний, пересекаться всем вместе бывает непросто».
Действительно, как же совмещать такой образ жизни с полноценным общением с семьей, материнством? Когда я вернулась в Москву и восторженно рассказывала всем вокруг об авиагонках и показывала на телефоне видео с выступлениями Светланы, каждый второй шутил: «Ну так известно ведь, что первым делом — самолеты! Поэтому она такой мастер!»
Но Светлана вовсе не производит впечатления человека, у которого на первом месте — полеты. Она кажется мягкой и женственной, и я легко могу представить ее в обнимку с детьми, или пекущей пирог (не в виде самолета, нет), или наряжающей новогоднюю елку со всей семьей. Как получается это сочетать? И нужно ли выбирать, что важнее?
«Я не думаю, что женщина может реализовать себя только в материнстве и браке, — говорит Светлана. — И, разумеется, не вижу никакой проблемы в том, чтобы у женщины была «мужская» профессия — ведь и моя профессия относится к этой категории. Сейчас и мужчины претендуют на все «женские» занятия, кроме одного — рождения детей. Это дано только нам, женщинам. Только женщина может дать жизнь. Считаю, что это ее основная задача. А заниматься она может чем угодно — летать на самолете, управлять кораблем... Единственное, что вызывает у меня чувство протеста, — это женщина в войне. Все по той же причине: женщина создана для того, чтобы возрождать жизнь, а не забирать ее. Поэтому — все что угодно, но только не воевать. Конечно, я не говорю о ситуации, которая была, например, во время Второй мировой войны, когда женщины шли на фронт, — за себя, за семью, за Родину. Но сейчас такой ситуации нет. Сейчас можно рожать, радоваться жизни, воспитывать детей».
И именно этим, похоже, Светлана и занимается — не сходящая с ее лица улыбка говорит о том, что она умеет радоваться жизни, всем ее сторонам — и самолетному спорту, и детям, хотя делить свое время между ними бывает по-настоящему сложно. Но в последнее время, по словам Светланы, полетов стало ощутимо меньше, и времени для семьи стало больше. Произнося эти слова, Светлана печально вздыхает, и мне сразу понятно, к чему относится этот вздох, — самолетный спорт в России переживает не лучшие времена, финансирования недостаточно.
«За авиацией — будущее, — убежденно говорит Светлана. — Конечно, нужно развивать малую авиацию, нужно менять законодательную базу. Сейчас, к счастью, министр спорта, министр промышленности и Росавиация повернулись в нашу сторону. Я надеюсь, что сообща мы сможем прийти к единому знаменателю, создать и осуществить программу развития авиационных видов спорта в нашей стране».
Лично для меня это звучит как надежда — возможно, эта область разовьется настолько, что невероятно красивый и захватывающий самолетный спорт будет доступен всем желающим. В том числе тем, чья внутренняя маленькая девочка все еще иногда укоризненно напоминает: «Вот ты пишешь и пишешь свои тексты, а мы же летать хотели!» Впрочем, после общения со Светланой я не могу избавиться от ощущения, что нет ничего невозможного — ни для меня, ни для кого бы то ни было еще.
Когда мы уже заканчивали разговор, по крыше самолетного ангара вдруг забарабанил дождь, который спустя минуту превратился в жуткий ливень. Светлана буквально упорхнула, чтобы загнать свой самолет под крышу, а я стояла и смотрела, как эта хрупкая и одновременно сильная женщина под проливным дождем толкает самолет к ангару вместе со своей командой, и как будто все еще слышала ее крайние — в авиации, как известно, не бывает «последних» — слова: «Всегда идите смело к своей цели, к своей мечте. Все возможно. На это надо потратить какое-то время, какие-то силы, но все мечты осуществимы». Что ж, я думаю, это так и есть.