Темное помещение, посреди которого импровизированная длинная сцена. Здесь нет привычных сидений и нет кулис. Само пространство, объединяя и уравнивая всех, говорит о том, что какими бы разными ни были люди, в одном мы едины — в проживании эмоций. Наша психическая жизнь так многогранна и уникальна и так «типична» одновременно!
Зрители стоят в ожидании: сейчас начнется что-то интересное, увлекающее в глубины сознания. Яркий свет выводит в фокус внимания главного героя — отца, стыдящего свою дочь за ненадлежащий внешний вид.
«Ты себя в зеркало видела? Что люди скажут?! Я за тебя думаю! Я за тебя решаю! Ты ничего не понимаешь! Я же все из заботы о тебе говорю!»
Вербально сюжет далее не разворачивается. В молчании, но с музыкой и завораживающей хореографией (что естественно, ведь стыд прежде всего проявляется в теле, а не в речах), труппа театра предлагает зрителям проследовать за ними в еще несколько пространств, в которых разворачиваются внутренняя и внешняя драма человека, уничтожаемого стыдом. Боль и борьба.
Заключительная и важная часть — та самая, что так похожа на групповую, хоть бессловесную терапию. Говорят здесь только люди на записях — знаменитости, актеры, блогеры, все, кто по современным меркам добился немалого успеха — рассказывают о своем стыде: о боли, которую он им доставил, и о победах, для которых он же по итогу и создал шансы.
Зрители, сидя в кругу (как наши предки у костра), объединяются в понимании: мы все — люди, а значит, мы потомки первородного греха и его последствий. Пусть зрителям и не предоставляется слово, но каждый узнает в героях собственные истории и чувства, а понимание, что ты не один, освобождает.
Приходит осознание, что стыд, такой жалящий, сам по себе не так уж плох
Нередко мы испытываем его, когда предаем кого-то или общепринятые моральные принципы, движемся против течения. Но ведь мы уже выучили, что эмоции — это сигналы о чем-то важном? Так, может, стыд появляется тогда, когда мы предаем самих себя? Он кричит нам о том, что мы свернули с собственного пути. Ведь возникает он именно в тот момент, когда мы сталкиваемся с осуждением извне (даже если это чужой голос в нашей собственной голове). Мы начинаем думать, что мы не правы и плохи, но вдруг стыд просто указывает на это самое осуждение, и мы не должны ему слепо верить, а, наоборот, должны воспрять?
Иногда с помощью стыда с нами могут говорить и наши собственные ценности, о которых мы забыли, и к которым должны вернуться. Так или иначе, если разгадать загадку стыда, можно стать еще сильнее в своем самовыражении.
Когда мы говорим о стыде, мы всегда упоминаем некое массовое, даже абстрактное «общество». Общество злое, оно не хочет, чтобы ты проявлялся. Оно сделает изгоя из каждой «белой вороны». Может быть, и так. Но что, если макро-фокус сменить на микро? Тогда окажется, что общество состоит из людей. И каждый человек в глубине души хочет быть «не таким, как все», замеченным, уникальным в своем проявлении. И каждый человек испытывает стыд, и этот же каждый человек не хочет с этим чувством сталкиваться. Каждый. Так почему бы не помочь друг другу? Как? С помощью любви, конечно. Безусловной родительской и условной, но прощающей — к ближнему.
Постановка «Стыд» — для тех, кто готов к этой любви. Она не для очередного светского развлечения и даже не для фотокарточек в соцсети. А для человека, эмпатии которого достаточно, чтобы пропитаться болью другого и ощутить сочувствие. Для того, кто готов видеть свои ошибки, и для того, кто способен на прощение — себя и окружающих.
Автор: Татьяна Шахунова
Главный организатор: Ольга Баскакова
Хореограф-постановщик: Екатерина Маллиндер
Труппа: Григорий Чабан, Лиза Калуга, Моисеев Максим, Маргарита Гладышева, Саламатина Вероника, Евгений Шишлянников, Шумова Таисия
При поддержке фонда Анны Шевченко