Мне рассказали, что, когда вам отправили сценарий «Реплики», он вам очень понравился. Почему?
Это история про копирование сознания, которая связана с вопросом «кто я?» и можно ли это «я» перенести. Кроме того, в «Реплике» придумана хорошая история, которая дает этим вопросам нужную огранку — все компоненты на месте.
Одна из главных тем фильма «Реплика» — цифровое бессмертие: можно ли скопировать сознание человека, чтобы оно продолжало жить после его смерти. Вы бы хотели, чтобы сделали вашу цифровую копию?
Если моим родственникам за это будут платить — пожалуйста. Как говорил классик: «За деньги да!». У меня нет страха перед тем, что мое сознание скопируют — меня как личности тогда уже не будет. Кроме того, я в принципе не уверен, что мы что-либо в этом мире контролируем. Мне кажется, это самая большая иллюзия.
Есть интересная точка зрения, что чем быстрее появится искусственный интеллект, неотличимый от человека, тем быстрее люди поймут, что наша невероятная индивидуальность иллюзорна. И тогда, может быть, нам удастся заглянуть за страницу страха смерти, сделать то, к чему стремятся буддисты.
Вы часто говорите в интервью про смерть. Почему?
Смерть — это единственная вещь, которая глобально всех нас объединяет. Кроме того, я вижу, что когда в такой я-центрированный мир приходит смерть, в нем все меняется. Она же все заберет — все твои деньги, все, что ты сделал. Ты можешь построить любой храм, но когда ты умрешь, тебя не будет, чтобы зайти в него.
Когда люди сталкиваются со смертью, у них отлетает все ненужное, они перестают тратить жизнь на вещи, которые им не интересны. Мне кажется, неспроста буддисты и люди, которые занимаются различными духовными практиками, очень много говорят про смерть.
И вы стараетесь с этим страхом смерти работать?
Когда он приходит, я просто боюсь — стараюсь в него смотреть. То, что он возникает, наверное, имеет отношение к кризису среднего возраста. Человек в среднем живет 72 года, и это еще при благоприятном исходе. Мне сейчас 36 — то есть, грубо говоря, прошла половина.
Как вы относитесь к новым технологиям и прогрессу — вы скорее техно-оптимист или техно-пессимист?
Зависит от того, с какой точки зрения посмотреть. Технологии могут быть угрозой, как это показывают в фантастических фильмах. Но у меня в последнее время нет страха перед ними — я верю в прогресс и в то, что технологии могут нам помочь. Я часто пользуюсь ChatGPT, и он прекрасно справляется с микро-задачами.
Для чего вы используете ChatGPT?
Например, чтобы придумать рифму. Или, допустим, если мы сидим в компании, можно рассказать ChatGPT про каждого человека, какой период он сейчас проживает, и попросить придумать по четыре вопроса, которые помогут каждому решить его проблемы, а нашей групповой динамике продвинуться. И чат сочиняет поразительно интересные вопросы!
Какую новую технологию, которая сейчас считается научной фантастикой, вам хотелось бы, чтобы изобрели?
У Пелевина есть замечательная книжка «Тайные виды на гору Фудзи» — в ней персонажи надевают шлемы, которые позволяют передавать другим свое состояние. Я бы с удовольствием померил такой шлем и испытал состояние буддийского монаха. Можно попробовать самому его достичь, но мне лень так долго медитировать!
Какой самый ценный урок из того, что с вами происходит, вы извлекли для себя в последнее время?
Самый большой вызов — что меня нет как отдельной личности. Если исследовать свое внимание, можно добраться до вопроса «кто я?». Если я могу за чем-то наблюдать, возникают субъектно-объектные отношения. Если я могу наблюдать за своими мыслями, значит, есть некий наблюдающий и то, что он наблюдает. Но если голос в моей голове — это я, то кто его слушает? И когда ты продираешься дальше по этой цепочке, ты приходишь к тому, что тебя нет. Я всем своим существом чувствую, что это так. Но с другой стороны, как только я хочу заполучить ощущение того, что меня нет, оно сразу пропадает!
А урок?
Ходи по дому в тапочках! За три минуты до нашего разговора я наступил на осу, и у меня болит нога…
У вас такой дзен-буддистский взгляд на мир. Он не противоречит профессии актера, которая про амбиции, конкуренцию, про то, чтобы проявлять себя?
Мне кажется, что нет ничего ближе к дзену, чем актерство. Если вы принимаете все — значит, вы принимаете и ту роль, которую играете в жизни. Все люди исполняют разные роли: каждый человек — чей-то сын или дочь, для кого-то друг, для кого-то сотрудник.
Нам при рождении достался определенный костюм: мы не выбирали это тело, мы не выбирали себе имя, нам его дали родители. Нам дали текст на определенном языке, задали обстоятельства, в которых мы живем — в них есть драма, трагифарс, комедия, есть поэзия и быт — и мы в них играем. Это и есть дзен!
Если читатели захотят лучше понять то, что вы говорите про двойственность и недвойственность, дзен-буддистское восприятие мира, что бы вы посоветовали им почитать или послушать?
В последнее время мне интересен Карл Ренц. Еще можно почитать книжку Дэниэла Ингрэма «Осваивая сущностные учения Будды», Кена Уилбера, Мингьюра Ринпоче, Чогьяма Трунгпа Ринпоче.
При нашей прошлой встрече вы сказали, что разбираете свои роли с другом-психологом. Вы продолжаете так делать?
Иногда я обращаюсь к нему, иногда нет. Мы разбираем сценарии в том случае, если роль мне интересна, но она настолько попадает в мою личность, что я не могу ее до конца понять — или наоборот, понимаю, но не могу ее полностью прочувствовать, если возникает какое-то слепое пятно.
Еще я могу загнать сценарий в ChatGPT. Например, я недавно загрузил в него текст — и он отлично мне расписал роль! Все зависит от запроса, который вы задаете. Я просил нейросеть, чтобы она проследила за линией с таким-то персонажем, дала мне психологические характеристики такого-то человека, к чему он стремится и почему. Может, ChatGPT и систему Станиславского знает — тогда можно попросить его разложить роль по ней!
Понятно, что ChatGPT — не идеальный инструмент, он может делать ошибки. Но когда я читаю разбор и в меня что-то попадает, я думаю: «О, прикольно! Это может быть полезно!»
А сценарий «Реплики» вы относили к психологу?
Нет, там все было более-менее понятно.
«Реплика» — это фантастическое кино. Вы любите фантастику?
Да, мне очень нравится фантастика. Начиная от советских фильмов, «Соляриса», и до «Мстителей». Мне интереснее смотреть фантастические фильмы, чем какие-то реалистические вещи.
А сниматься в фантастических фильмах тоже интереснее?
Не всегда — это часто предполагает, что вы снимаете на зеленом экране, а на нем так себе играть. Я уверен, что смотреть «Мстителей» гораздо интереснее, чем в них сниматься.
В этом году выйдет фильм «Соловей против Муромца», в котором вы сыграли Соловья-разбойника. Съемки проходили на зеленом экране?
Нет, мы практически не работали на «зеленке». Как и в фильме «Дорогая, я больше не перезвоню», который тоже в этом году выйдет. В «Соловье» для съемок использовали LED-экраны: на камере установлен датчик и, когда она движется, изображение на экранах смещается, чтобы была перспектива. Это интереснее, чем сниматься на «зеленке», потому что ты сразу видишь, что будет в результате. Кроме того, на съемках в «Соловье» было огромное количество декораций, ростовые костюмы.
В «Соловье против Муромца» вы играете главного антагониста. Как вам было играть злодея?
Супер! Я вообще люблю характерные роли, где можно поприкалываться! В этом фильме действие происходит в наши дни — мы предполагаем, что было бы, если бы Илья Муромец и Соловей-Разбойник дожили до нашего времени. Есть такой бизнесмен Брайан Джонсон, который серьезно занимается вопросом замедления старения. Он живет по строгому расписанию, и у него есть протокол по еде, по сну, по упражнениям, он пьет специальные витамины, делает процедуры для кожи. Он тратит на это огромные деньги — и рассказывает о технологиях продления жизни на своем Youtube-канале, у него есть открытые протоколы исследований, которые можно посмотреть. И мне кажется, что если бы Соловей-Разбойник жил в наши дни, это был бы такой хай-тек чувак, вроде Брайана Джонсона!
Мне, кстати, интересен биохакинг. У меня есть фитнес-браслет, который подсказывает, сколько мне надо спать, заниматься и так далее. И витамины от Брайана Джонсона я тоже купил бы!
Вы один из немногих российских актеров, которые сыграли в большом зарубежном проекте. Съемки в «Тетрисе» повлияли на вашу карьеру?
Мне кажется, они больше повлияли на мою личность. Бывает, ты достигаешь цели, которые себе ставил, — и понимаешь, что счастливыми тебя это не делает. Это про некую иллюзорность ожиданий.
Съемки в Голливуде сильно отличаются от съемок в России?
Съемки «Тетриса» проходили в Великобритании. Конечно, у меня была шоковая терапия от того, как там все устроено: все очень четко и профессионально, там другой уровень подготовки и ответственности, большие бюджеты. И когда денег больше, это дает новые возможностей по организации, ты можешь нанять больше людей. Например, у второго режиссера на съемках «Тетриса» было шесть или восемь помощников — у нас это обязанности одного человека. Ты можешь сделать какой-нибудь очень сложный супер клевый кадр. Но мне кажется, если бы у нас снимался проект с похожим бюджетом, тоже все было бы отлично организованно и слаженно.
Наверное, это относится прежде всего к коммерческим проектам. Я не знаю, зависит ли от бюджета сцена с Олегом Ивановичем Янковским в «Ностальгии», где он несет свечу.
Вам больше не предлагали сниматься за границей?
У меня были пробы, но пока не утверждали. Посмотрим! У меня нет одержимости тем, чтобы обязательно сняться за границей. Важно не просто то, что ты там работаешь, а с кем ты работаешь. Например, очень крутой опыт у Юры Колокольникова, который снялся у Нолана. Это просто отпад! Если бы Нолан сказал, что ему нужен мальчик, который подносит сценарий, я бы к нему пошел. Мне было бы очень интересно с ним поработать, посмотреть на его состояние, умения держать баланс. Киллиан Мерфи говорил про него, что он очень честен с актерами. «Интерстеллар» — великое кино, которое подводит нас к мысли о том, кто мы такие и что с нами происходит.
У кого еще из иностранных режиссеров, кроме Нолана, вы бы хотели сняться?
У Тима Бертона — было бы круто, если бы он поставил «Мертвые души» Гоголя! Я представляю, как он может показать этот мир, Коробочку, Ноздрева — это была бы фантастика! А Ларс Фон Триер снял бы Достоевского.
Вы смотрите много российских фильмов и сериалов?
Практически нет. Сейчас я увлекаюсь антропологией и чаще смотрю видосики про происхождение жизни. Из новых российских фильмов понравился «Кентавр» (режиссер Кирилл Кемниц — прим. ред.), он очень профессионально сделан и там классно сыграл Юра Борисов. Еще недавно посмотрел два с половиной сезона «Наследников», но у меня был не только зрительский, но и профессиональный интерес: я восхищался тем, как там все классно сделано с точки зрения актерской игры и сценария, как написаны реплики, персонажи, как невероятно здорово придуманы ситуации. А так я с удовольствием смотрю взрослую анимацию — «Рика и Морти», «Любовь. Смерть. Роботы», «Полуночные проповеди». Вот это круто!
Вы не только снимаетесь в кино, но и пишете музыку. Когда ее можно будет услышать?
Нужно, чтобы кто-нибудь достал телефон продюсера Red Hot Chili Peppers Рика Рубина. И чтобы ему понравилось то, что я делаю!
Я сейчас я на той стадии, когда надо попытаться написать тексты песен — или уже забить на текст и найти продюсера, который будет разделять мои музыкальные интересы, чтобы мы могли заняться с ним со-творчеством. Я пишу музыку не ради каких-то коммерческих целей и пока не обременен сроками. Но я понимаю, что так долго работать над чем-то и ни с кем не делиться тем, что ты сочинил — это довольно глупо. Может быть, моя музыка уже кому-нибудь бы помогла.