По словам кинокритика Егора Москвитина, сейчас у многих людей нет ощущения, что санкции как-то повлияли на кинопоказы в России, только по одной причине — у нас выходят зарубежные фильмы, лицензии на показ которых уже были оплачены.
«Например, есть киностудия A24, которая делает огромное количество крутейших ужастиков и драм: „Назови меня своим именем“, „Маяк“… На прошлой неделе они выпустили в России фильм „Всё везде и сразу“, потому что он был оплачен. Но следующие их два фильма, „После Янга“ и „Х“, которые были куплены Россией не целиком (потому что многие прокатчики действуют по принципу постоплаты), уже не выйдут».
Поэтому, как считает Егор Москвитин, с реальным «голодом» по фильмам мы столкнемся ближе к осени.
Что может заменить западные фильмы
В Госдуме проблему «киноголода» предлагают решить, заменив западные картины фильмами из Китая, Индии, Южной Кореи и стран СНГ. Их обычно показывают мало, поэтому, скорее всего, их популярность в России так невелика — предполагают депутаты. Поможет ли в действительности эта стратегия нашей киноиндустрии?
О том, насколько российский зритель привязан к западным фильмам, в особенности к большим блокбастерам, можно судить по кассовым рейтингам последних недель, напоминает Егор Москвитин. «На прошлой неделе в пятерке самых кассовых фильмов были „Анчартед“ и „Смерть на Ниле“, вышедшие еще 10 февраля. Раньше такого не бывало, а теперь фильмы могут держаться в топе три месяца».
К самой идее заменить популярные европейские фильмы корейскими и индийскими кинокритик относится со скепсисом
«Самый кассовый корейский фильм «Паразиты» собрал 110 миллионов рублей в России — это немыслимый успех для авторского кино (но в остальном мире он собрал более 250 миллионов долларов — прим. ред.). А самый крутой индийский блокбастер «Бахубали», собравший 350 миллионов долларов по всему миру, в России заработал всего 5 миллионов — при том, что году открывал МКФ-2017.
Даже если изменить время сеансов (ставить такие фильмы не на раннее утро и поздний вечер, как это обычно бывает — прим. ред.), все равно двух миллиардов, как у «Человека-паука: Нет пути домой», у такого фильма не будет».
Чего хотят российские зрители
«Все это подводит нас к простой мысли, что зритель не будет ходить на какое-то новое кино просто потому, что исчезло старое», — подчеркивает кинокритик. Как минимум, потому, что у нас есть торренты, все еще позволяющие смотреть западные фильмы. А также потому, что российский зритель избирателен в своем выборе.
«Опыт 2020 года показывает, что в условиях отсутствия иностранных премьер российские фильмы не получают бонуса в прокате, если у них нет хорошего сарафанного радио. Например, в августе 2020 года в России открылись кинотеатры, но блокбастеров не было и „Довод“ планировался к выходу только в сентябре. В прокат тогда вышел российский „Вратарь галактики“ — и не смог ничего заработать в месяц, который считается самым кассовым для всего кинематографа».
О чем это говорит? О том, что люди не ходят в кино потому, что им нужно пойти в кино. Сейчас, особенно в условиях финансовых трудностей у многих россиян, люди пойдут в кино, только если будут уверены, что там показывают что-то хорошее. Так что прогнозы для российского кинопроката и контента, к сожалению, не самые утешительные, заключает Егор Москвитин.