Первая премьера 2023 года и главный российский кинохит новогодних праздников, «Чебурашка», продолжает бить рекорды: по
Что делает картину режиссера Дмитрия Дьяченко (в его послужном списке также «Последний богатырь», «О чем говорят мужчины», «День радио» и другие популярные фильмы) столь востребованной? Размышляет клинический психолог, директор НКО «ТерапияКино» Ирина Гросс.
Секрет популярности «психотерапевтического зверя» на самом деле никакой не секрет: достать из чердака старый ящик с игрушками, стряхнуть пыль и вручить взрослому. «Вспомни, как это — быть ребенком, когда рядом мама с папой, ты в безопасности, никакой ответственности и все еще впереди».
Известно, что в стрессе человек нередко регрессирует. Регресс — это защитный механизм психики в травмирующей и тревожной ситуации. Нам всем сейчас очень нужно побыть маленькими, чтобы хоть немного выдохнуть.
Чебурашка экологично приглашает нас в детство — и это оказывается очень своевременным
Воспоминания о детстве, встреча с любимыми героями дарят ощущение дома: кажется, что ты возвращаешься в хорошо знакомое место, где тебя принимают и любят без условий, «на нашу улицу в три дома, где все просто и знакомо». Нам так хочется вернуться и ворваться в это прошлое хотя бы на денек, потому что в настоящем мы почти всегда вынуждены решать проблемы, сталкиваться с неприятной рутиной и тревогой. Память уже отфильтровала тревоги и проблемы, оставив выхолощенный и зачастую иллюзорный образ прекрасного прошлого.
Чебурашка в этом смысле такой же символ чудесного беззаботного времени, как, например, песни группы «Руки вверх!» для повзрослевших детей 1990-х гг.: зайдите в комментарии на YouTube под любой ее клип, и вы увидите десятки людей, которые вздыхают, как же им тогда было хорошо. Правда ли тогда было лучше, чем сейчас? Сложный вопрос, но совершенно очевидно, что собственного опыта — особенно негативного — у комментаторов 25 лет назад было куда как меньше.
Замахнемся на святое и проанализируем главных героев «Чебурашки».
Перед нами Геннадий (Сергей Гармаш) — нелюдимый старик-садовник, параноик с обсессивно-компульсивным синдромом (ОКР). Смотрит он на мир в оптический прицел своей подзорной трубы, контроль заменил ему саму жизнь. Любит Гена только растения, угрожающе-утробно мычит, явно имеет проблемы с выражением чувств. Пугает детей пальмами, пожирающими людей.
У Гены есть дочь-кондитер Таня (Полина Максимова), чья жизнь не такая уж сладкая, хотя она превосходно готовит шоколад. Есть и внук, который в пять лет еще не говорит и не видится с дедушкой.
Антагонист — современное воплощение старухи Шапокляк (Елена Яковлева) — пассивно-агрессивная директор шоколадной фабрики, чей богатый ассортимент нарядов не скрывает печали в глазах. У такой дамы целый выводок крыс в сумочке, капризная внучка, которую ей доверяют только на две недели в году, и горький шоколад в виде фекалий. Хорошая пара для Гены. Они оба не прошли уроки, которые им приготовила жизнь, и просто передали свои проблемы детям и внукам.
Но у них есть шанс — обратиться к «терапевтическому зверю»
Чебурашка (в озвучке Ольги Кузьминой) — машина по уничтожению апельсинов, зверь из ниоткуда, потерявший собственную идентичность, но в способности любить намного превосходящий людей. Сколько бы ему ни делали больно, он не теряет способности радоваться и верить. В отличие от людей, зверь не держит обиды, не боится боли, не уходит в себя. Маленькое чудо, только бы научиться с ним правильно обращаться, в смысле просто любить.
«Вы такие грустные, потому что не способны прощать ни себя, ни других», — заявляет Чебурашка. Он прав: любовь легко потерять и непросто вернуть. Чебурашка заставляет вспомнить, какими мы были раньше, и напоминает, что мир — это всего лишь детская площадка. Он дарит другим персонажам безусловное принятие, ощущение самоценности и выступает своего рода семейным психотерапевтом. Сказка, конечно, но вполне увлекательная.
Практикующий клинический психолог, специалист в области гештальт-терапии и транзактного анализа
Личный сайт