Чтобы понять, почему люди выбирают офлайн или онлайн шопинг, нужно прежде всего выяснить, что для них важнее всего при покупке вещей. По этому принципу, как считает психолог Марина Кораблева, их можно разделить на четыре группы:
1. Те, кто относятся к шопингу как к способу показать себя
Для таких людей поход по магазинам — это возможность заявить о себе. Они наряжаются, специально выделяют время, идут в торговые центры и возвращаются домой с большими пакетами. Шопинг для них — способ повысить свой статус.
2. Те, для кого шоппинг — это возможность общения
Чаще всего это одинокие люди, которых особенно много среди старшего поколения. Их задача — структурировать время: обойти множество магазинов и потратить на это часть дня.
3. Те, кто не хотят тратить на шопинг лишнее время
Чаще всего это деловые люди с высоким уровнем самообладания. Они знают цену каждому часу, поэтому онлайн-шопинг для них — это прежде всего удобный инструмент, который позволяет сэкономить время. Кроме того, такие люди не подвержены импульсивным покупкам.
4. Те, кто хотят избежать избежать дополнительного стресса
Как правило это люди с повышенной тревожностью и склонностью к депрессивным состояниям, которых сейчас особенно много. Для них онлайн-шоппинг — это своего рода анти-стресс. Ведь не нужно контактировать с людьми, не нужно стоять в пробках или ехать в общественном транспорте. А вот новая вещь может стать символом начала новой жизни.
Что еще привлекает людей в онлайн-шопинге? Уровень цен, скорость доставки, широта ассортимента, наличие рекомендаций и отзывов, работа службы поддержки.
«Более половины покупателей маркетплейсов — люди в возрасте от 25 до 44 лет. Это поколение, которое оценило возможность, например, не таскать ребенка по магазинам, чтобы подобрать одежду, или не стоять вечером после работы в очереди в продуктовом», — отмечает Александр Пономарев, генеральный директор компании «ТопМаркетплейс».