Побеждать как Геракл: как читать мифы с пользой для психики
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Геракл — символ силы, но не только физической. Цикл «Подвиги Геракла» представляет путь взросления, если рассмотреть чудовищ, которых победил герой как персонификацию отрицательных качеств. Символика мифа близка подсознанию, и вы можете стать сказкотерапевтом для себя, если отнесетесь со вниманием к этому виду эмоционально-образной терапии. Что для этого нужно:

  • Освободить себе немного времени, можно зажечь свечи, отключить мобильный.

  • Читая, спрашивать себя, с чем ассоциируется тот или иной образ в жизни (событие) или в душе (качество), какие воспоминания вызывает.

  • Работать по предлагаемой методичке (отрывки практики ниже). Важно: не бояться «пустых»/«некрасивых» образов, вы не на писательской конференции, рано или поздно по-настоящему сильный образ, который вызовет душевный резонанс, придет и поможет проработать болезненный опыт. Ценность этой терапии в том, что она достигает глубин подсознания.

Для начала вспомним всех чудовищ, которых одолел герой, и вкратце пройдемся по их символике:

  1.  Убил Немейского льва. Победа над инстинктами.

  2. Уничтожил Лернейскую гидру — символ пороков.

  3. Убил и разогнал Стимфалийских птиц — освободился от агрессивных разрушительных мыслей.

  4. Поймал Керинейскую лань — совершил восхождение к собственной мудрости и гармонии.

  5. Победил кентавров — любовь к чрезмерным чувственным удовольствиям. По пути поймал вепря, уничтожающего посевы, — качества душевной инертности.

  6. Очистил Авгиевы конюшни — освободился от душевных «нечистот».

  7. Усмирил бешеного быка — подчинил внутренний хаос, поместив в воду — символ очищения.

  8. Подчинил коней Диомеда — освободил себя от пугающих иллюзий.

  9. Добыл пояс царицы Ипполиты — символ организации и разделения сферы мысли и сферы эмоций.

  10. Пригнал стадо великана Гериона — научился «быть пастухом» своих разнообразных качеств.

  11. Спустился в царство Аида и вывел в мир живых пса Кербера — символ познания законов смерти и трансформации. 

  12. Принес три золотых яблока вечной молодости — плодотворность истинных идей и чувств.

12 подвигов Геракла — это путь человека от невежества к знанию и мудрости, путь сознания, побеждающего иллюзии; разума, отделяющего истинное от ложного, путь к победе над хаосом. Эти подвиги можно распознать в собственной жизни. Желаем успеха в практике, читать которую, как мы писали выше, стоит, настроившись на медитативный лад!

Сказкотерапевтическая практика по «12 подвигам Геракла»

Подвиг первый. Немейский лев. 

Лев — царь зверей, опустошающий окрестности — символ инстинктов, неуправляемой агрессии. Непробиваемая шкура, прочная как сталь, — сила и мощь агрессивного начала. Можно ли победить агрессию стрелой, мечом, дубиной — символами уничтожения жизни, т.е. аналогичным началом? Геракл задушил немейского льва, то есть прервал дыхание агрессии. А его шкуру сделал своим одеянием.

Как перестать дышать агрессией, если мы чувствуем, что она готова нас захватить? Нужно овладеть своим дыханием — начать дышать медленно.

Путешествие к архетипу гнева.

Сядьте удобно, сделайте медленный вдох и медленный выдох. Понаблюдайте за дыханием и тем, как в результате медленного дыхания расслабляется тело.

Представьте, что вы идете по дороге. Какая это дорога? Какое время года? Что находится справа от дороги? Что слева?

Дорога ведет вас к лабиринту. Какой это лабиринт? Из чего? Из камня, из земли, из растений или чего-то другого?

Вы входите в лабиринт и идете по его извилистым дорогам. 

Направляетесь направо и видите огромного льва с пушистой гривой, возлежащего на возвышении. Что вы чувствуете, глядя на льва? Он дарит вам подарок — посмотрите — что это?

Вы идете по лабиринту влево и видите львицу, возлежащую на каменном постаменте. Что вы чувствуете? Львица дарит вам свой подарок.

Вы идете дальше, петляя в зигзагах лабиринта, и приходите в пещеру. Сначала темно, но вот ваши глаза привыкают к темноте, и вы видите в центре пещеры на троне царя гнева. Пещера быстро освещается теплым светом факелов. Как выглядит царь Гнева? Во что он одет? Какая у него корона?

Вы подходите к царю Гнева. Он предлагает вам сесть на его трон. Вы садитесь. Царь Гнева дает вам в руки свои скипетры власти — посмотрите что это, как они выглядят? Он возлагает на вашу голову свою корону. Теперь вы — Царь Гнева на своем троне. Что вы чувствуете? Какая у вас  созидательная сила? Как Царь Гнева — ощутите — как это — управлять этой силой? Какой у вас ресурс, когда вы владеете этой силой?

Запомните это чувство — Хозяина силы Гнева.

Как хозяин силы гнева, как вы смотрите на мир?

Вы стаете с трона. Царь Гнева дарит вам подарок — посмотрите — что он вам подарил?

Поблагодарите. Вы выходите из пещеры и снова идете по лабиринту. Как вам помогут выйти из лабиринта дары, полученные от Царя Гнева, льва и львицы?

Вы вышли из лабиринта, держа дары. Посмотрите, что на горизонте? Какое у вас сейчас чувство?

Прежде чем открыть глаза, потрите ладони и погладьте лицо, голову, плечи и пройдите мягко поглаживая все тело — сверху вниз.

После прохождения путешествия к архетипу Гнева хорошо обсудить дары, свои чувства и состояния, свое взаимодействие с этой энергией и открытия.  Важно обсудить, зачем нам дано это чувство? В чем оно нам помогает? Когда гнев разрушителен для нас и для других? Когда гнев может играть нужную созидательную для нас роль? Как гнев помогает нам отстаивать наши границы? Как экологично использовать силу гнева?

Вопрос: «Кто сейчас хояин? Я или мой гнев?» — позволяет нам руководить этой силой и направлять ее в созидательное русло. 

1/5

Подвиг второй. Лернейская гидра

Гидра поселяется в священном месте — у семи ключей, дающих начало реке бессмертия. Как источник иллюзий и хаоса, она подчиняет силам иллюзий чистые начала души. Окрестности города Лерны, описанные в легенде, — это сады души, где некогда царили мудрость — Афина, любовь — Афродита, божественный логос — Дионис, плодотворность — Деметра. Но теперь эти сады в плену гидры заблуждений.

Чудовищная гидра аналогична Змею Горынычу и Кощею в русской традиции — символ хаоса, зла, иллюзий. Болото — это застоявшиеся воды души — символ остановки человека в развитии.

Почему Геракл зарыл бессмертную голову гидры в землю, а не бросил в болото, где она жила? Болото — застоявшаяся мутная вода — символ застоявшихся вод души — среда, благоприятная для жизни и размножения иллюзий, поэтому источник хаотичного начала нужно исторгнуть из этой среды и поместить туда, где они размножаться не смогут. Земля — символ созидательной среды, которая растит, взращивает семена, трансформирует мертвое, гниющее — в  полезное, дающее жизнь.

Девять голов Гидры — девять омрачений. Какие основные можно выделить?

  1. Гнев

  2. Обида

  3. Жадность

  4. Зависть

  5. Депрессия. Грусть

  6. Гордыня

  7. Ложь

  8. Лень

  9. Страх

Путешествия к архетипам девяти голов Гидры важны для всех, кто хочет проработать данные состояния и извлечь ресурс из тех качеств, которые его забирали. 

Каким образом:

  • нарисовать состояние; 

  • сходить в гости в «дом состояния» и пообщаться с его «хозяином». Стать им самому и получить атрибуты, символизирующие овладение состоянием.

Путешествие к архетипу обиды

Расслабление. Вы идете через лес и попадаете в болото. Вам нужно пройти через топкое болото. В ваших руках появляется волшебный посох. Как он поможет вам пройти через топь? Этот посох может все, что угодно сделать.

В центре болота стоит дом Обиды. Из чего он построен, как он выглядит? Есть ли у него окна? Вы подходите к дому, открываете дверь и входите внутрь. Здесь живет Обида. На чем она сидит? Какая на ней одежда? Ее корона состоит из ключей — какие они и из чего?

Вы подходите к ней, и она дарит вам свою корону. Что вы чувствуете сейчас, в этой короне? Какая сила проснулась, какой ресурс, которого вы не видели раньше? Обида дарит вам щит. Посмотрите — какой, из чего, какого цвета, есть ли на нем символы или письмена? Затем Обида вручает вам меч. Какой он? 

Обида выводит вас в ее сад позади дома. Здесь множество хрустальных деревьев, на которых висят ключи и зеркала. Вы смотрите на себя в эти зеркала — и видите себя в короне из ключей, с щитом и мечом. Что вы чувствуете, глядя на свое отражение с этими атрибутами?

Обида приводит вас к вратам, ведущим из ее сада в сад Царицы Радости. Вы открываете врата и идете сквозь сад Радости. Какие здесь деревья, цветы и плоды? Какие живые существа населяют царство Радости? В центре сада на изящной скамейке сидит Царица Радости. Как она выглядит? Какая у нее корона и одежда? Радость давно ждала вас. Она встает и идет навстречу вам и Обиде.

Радость дарит Обиде подарок. Что это? Как чувствует себя Обида от этого подарка? Обида в свою очередь дарит свой подарок Царице Радости. Что это? 

Радость приготовила подарок и для вас. Посмотрите — что она дала вам? Что вы ощущаете в саду Радости в окружении цветов, плодов, деревьев радости и волшебных живых существ радости, приняв подарок от Царицы сада? 

Вы благодарите Обиду и Радость за дары.

Вы видите, как Обида возвращается в свой дом. А с вами остаются ее дары — корона, щит, меч. И теперь с вами и дар Радости. 

Вы идете вперед и видите еще одни врата — это новые врата вашей жизни. Как они выглядят? Вы открываете их и выходите на огромную цветущую поляну, где стоит новый дом — дом вашей мечты. Какой он? Вы можете трансформировать его так, как хотите. Теперь с подарками — короной, щитом, мечом и дарами Радости — какой дом вы создадите и чем наполните? Кого пригласите в ваш дом? Как вы чувствуете себя в вашем новом доме?

Прежде чем открыть глаза потрите ладони друг о друга и «умойте» ими лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. 

С остальными практиками можно будет ознакомиться в книге. Но мы можем создавать и свои практики (и целительные сказки), если будем признавать беспокоящие чувства, представлять их образно, обращаться к ним с вопросами, общаться, благодарить и принимать дары, созданные царицей-Фантазией. Это не просто игра воображения (хотя относиться к практике как к игре не повредит — тогда образы возникнут без напряжения) — по результатам — это настоящая глубокая работа с психикой. 

Базовые вопросы к образу того или иного качества:

Какие подсказки может дать мне гнев? Для чего ко мне пришла грусть? Какой цвет у моей радости? А у счастья? Покоя? Где живет боль, а где — мечта? Как я себя чувствую в роли «Царя»/«Царицы» царства (на выбор  — лени, печали, независимости)

Хорошо завести свой «сказочный дневник», в котором будут не только записи, но и рисунки. Это поможет вам в индивидуальной сказкотерапевтической практике. И, конечно, можно прийти на группу и поделиться своими размышлениями и волшебными историями там.

Анна Бену

Сказкотерапевт