«Отчаянные траты»: почему зумеры предаются бездумному шопингу и при чем тут мировые проблемы
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое «отчаянные траты»

Новый отчет консалтинговой компании Simon-Kucher показывает, что представители поколения Z планируют потратить в праздничном сезоне 2024–2025 года почти на 21% больше, чем в прошлом году. Согласно исследованию специалистов, зумеры чаще других поколений тратят деньги на косметику, мебель, модные аксессуары, домашних животных, а также книги, журналы и путешествия.

Этот феномен эксперты называют «отчаянными тратами», на которые влияют происходящие в мире события. В американском контексте в данном случае речь идет о стихийных бедствиях и разочаровании в президентских выборах 2024 года.

Такие негативные события, как и резонансные происшествия, например убийство Брайана Томпсона в начале декабря 2024 года, подталкивают людей, особенно молодое поколение, к думскроллингу

Он, в свою очередь, повышает уровень тревожности и стресса на фоне неопределенности будущего и мотивирует их совершать крупные и порой необдуманные покупки, которые кажется «неправильным» откладывать на потом даже в тех случаях, когда ради шопинга приходится влезать в долги и кредиты.

«"Отчаянные траты» возникают, когда вы испытываете стресс из-за таких вещей, как растущее экономическое неравенство между вами и сверхбогатыми, политическая неразбериха в США, климатический кризис и не только, — рассказывает Брюс Ли, профессор политики и управления в области здравоохранения в Школе общественного здравоохранения Городского университета Нью-Йорка. — В итоге вы покупаете больше вещей, чтобы справиться со стрессом».

Немалую роль в «отчаянных тратах» играют и социальные сети. «Если раньше представители поколения Z использовали интернет для поиска товаров, которые они могли бы приобрести, то теперь постоянная реклама заставляет их тратить деньги более необдуманно, потому что она регулярно попадается им на глаза в течение дня», — объясняет Чед Оливье, специалист по финансам.

Как покупки могут помогать справляться со стрессом

По словам психотерапевта Брианны Паруоло, сам процесс добавления товаров в корзину о оформления заказа может давать человеку чувство контроля над ситуацией и способствовать приливу дофамина, серотонина и эндорфина.

Все эти вещества помогают снять стресс и тревогу — однако лишь временно

Таким образом, трата денег, будь то бронирование отелей и билетов или покупка товаров и услуг, которые на самом деле не так уж и необходимы, дает потребителям «повод для радости в темные времена».

«Люди часто бессознательно придают своим покупкам более глубокий смысл. Эти траты часто несут в себе груз надежд на преображение», — говорит психотерапевт, добавляя, что в основе таких действий лежит убеждение, что именно этот товар может стать ключом к решению их текущих проблем или улучшению сложной ситуации.

Чем опасны «отчаянные покупки»

Еще один аспект феномена «отчаянных покупок» поколения Z — крайне завышенные ожидания зумеров относительно личных финансов. Так, один их опросов показывает, что, по мнению молодых американцев, для финансового успеха необходима годовая зарплата в размере почти 590 тысяч долларов — или, в пересчете на рубли, около 5 миллионов рублей в месяц.

Эта цифра значительно отличается от средней зарплаты американских зумеров, которая составляет всего 48 тысяч долларов

Несмотря на такой скромный доход, поколение Z, а также часть миллениалов, активнее других «тонут» в долгах и кредитах — не только из-за покупок, совершенных на фоне стресса, но и из-за навязывания услуг «купи сейчас, плати потом».

«Реальность такова, что молодые люди вошли в сезон праздничных покупок уже в минусе, и мы ожидаем, что в новом году он только увеличится, — рассуждает Кортни Алев, специалистка финансовой компании Credit Karma. — Для тех, кто уже вступил в сезон покупок с большим балансом на кредитной карте, это может стать очень скользкой дорожкой, которая еще больше усложнит процесс выкарабкивания из долгов с высокими процентами».