Розовый мир
С первых минут фильм погружает нас в идеальный розовый мир Барбилэнда: в нем жительницы просыпаются сразу с укладкой, тосты сами прыгают в тарелку, все ходят на носочках и радуются жизни. Выглядит как утопия, но в этом и прелесть такого мира.
При этом создатели показали Барбилэнд, очень точно передав особенности детской игры: куклам не нужно ходить по лестнице, потому что никто не будет тратить на это время, девочки просто переносили Барби в нужное им место, опуская все «человеческие» условности. Все чашки на самом деле пустые, потому что, как правило, дети просто представляют, что внутри них есть чай, сок или вода, а то, что пятки Барби не касаются земли, вообще вызывает восторг — ведь это точь-в-точь как у любимой куклы в детстве.
Двойные стандарты
С самого начала Барбилэнд позиционирует себя как место, благодаря которому женщины должны стать сильными и независимыми: что раз Барби могут быть кем угодно (от врача до президента), то и женщины могут быть кем угодно. Мы видим множество кукол: с разным цветом кожи, разным телосложением и разными физическими возможностями (в сцене с общим танцем нам показывают Барби на инвалидной коляске). При этом все живут дружно, уважают друг друга, и вообще кругом царит гармония и радость.
Однако достаточно быстро мы понимаем, что этот мир не так уж и идеален. Точнее, идеален, но не для всех. Но об этом — чуть позже
Главной темой картины становится место женщин в современном мире. Все Барби в фильме свободные и самодостаточные, но как только главная героиня покидает этот розовый мир, она попадает в суровую реальность, где всем правят мужчины, а на женщин здесь смотрят как на объект желания.
Кстати, отдельно хочется отметить смелость компании Mattel, которая занимается производством Барби и других игрушек: они принимали активное участие в создании фильма и не побоялись высмеять сами себя.
В фильме Mattel с помощью кукол продают мечту о сильных женщинах, но вся их компания состоит из мужчин, за исключением секретарши. При этом директор отрицает то, что в компании царит суровый патриархат, объясняя это так: «Наша компания буквально состоит из женщин. В 90-х у нас директором была женщина, а потом была еще одна. Вот с ходу вспомнил две… Каждый из этих мужчин любит женщин».
Барби ужасается такому миру и стремится обратно в Барбилэнд, но, когда возвращается в родной дом, обнаруживает, что там теперь царит патриархат, а миром правят Кены. Как же так получилось и почему остальные Барби не пытаются им помешать, а наоборот, с радостью разносят пиво и всячески потакают желаниям Кенов? Они сами объясняют это так: «Мне нравится не принимать решения. Мне нравится быть глупым украшением». Так создатели еще раз подчеркивают стереотипное представление о девушках.
После этого реальная женщина (та самая секретарша из Mattel), попавшая в Барбилэнд, произносит длинный монолог о нелегкой женской участи: «Как будто мы всегда должны быть необыкновенными, но почему-то мы всегда делаем это неправильно. Ты должна быть худой, но не слишком, и нельзя говорить, что ты хочешь быть худой. Ты должна быть боссом, но тебе нельзя злиться. Тебе должно нравиться быть матерью, но не говори о детях все время. Ты должна оставаться красивой для мужчин, но не слишком красивой, чтобы не соблазнять их и не представлять угрозу для других женщин…»
Да, в ее речи достаточно пафоса, но еще больше в ней боли, реальной боли женщин по всему миру. Уже ради этого стоит посмотреть «Барби»
Также в фильме обвиняют стереотипную Барби в том, что она разрушает женскую самооценку. Создатели затрагивают реальную проблему, с которой столкнулись многие девочки: как жить, когда все детство твоим ориентиром была кукла с нереалистичными стандартами красоты, а потом ты вырастаешь и понимаешь, что не похожа на Барби и просто физически не можешь быть как она, если, конечно, не удалишь пару ребер?
Естественно, в фильме объясняют: в Барбилэнде есть разные куклы, но в реальности все знали одну, ту самую «стереотипную Барби». Так создатели обращаются к еще одной важной теме — это принятие самой себя, идеальность в неидеальности.
Когда в начале фильма Барби обнаруживает у себя целлюлит и запах изо рта, ей кажется, что это конец. Она считает себя ненужной и некрасивой, что зрителям кажется странным — они видят в кадре прекрасную Марго Робби.
Эта кукольная проблема отсылает нас к реальной жизни: как часто мы встречаем людей, которые считают себя уродливыми из-за горбинки на носу, недостаточно выраженных скул и других надуманных недостатков, которые зачастую незаметны другим? При этом такие мысли в голове появляются неслучайно: общество диктует определенные стандарты красоты с помощью обложек журналов, социальных сетей и прочего.
Показать свои недостатки или даже свою исключительность — значит остаться непринятым, непонятым, а иногда и осмеянным. В фильме мы встречаем Странную Барби, которая стала изгоем из-за того, что она больше не соответствует стандартам Барбилэнда, несмотря на то, что раньше была самой красивой куклой. Она умная, глубокая, смелая и дерзкая, но все это не важно, когда ты живешь в розовом мире с устоявшимися представлением о красоте.
На протяжении всего фильма мы видим, как стереотипная Барби растет и меняется, учится принимать себя и ценить в себе не только внешность
Одним из моментов, повлиявших на героиню, становится встреча с пожилой женщиной в реальном мире. Барби видит перед собой старушку с седыми волосами и морщинами, но при этом понимает: она очень красивая, а значит, красота — это что-то большее, чем просто внешность.
К концу фильма героиня, наконец, осознает это и делает важный выбор: решает стать человеком, несмотря на то, что люди неидеальны, несмотря на то, что она будет меняться и стареть, несмотря на то, что она больше не сможет ходить на носочках, а на ее теле будет появляться целлюлит, которого она так боялась. Барби выбирает быть человеком, потому что у людей есть гораздо больше, чем кукольная внешность, — возможность творить. Это и есть ее желание: «Быть частью тех, кто создает смыслы, а не тем, что создано. Придумывать, а не быть чьей-то идеей».
Поиски себя
Зависимые отношения — еще одна важная тема в фильме. В Барбилэнде Кены живут в тени: день у них считается удачным только в том случае, если Барби обратили на них внимание. Так, мужская половина этого мира делает все, чтобы «девушки» уделили им хоть немного времени, поэтому Кены здесь — не более чем аксессуар, без Барби у них нет смысла жизни.
В частности, Кен в исполнении Райана Гослинга на протяжении всего фильма совершает те или иные поступки исключительно ради Барби
Даже когда устраивает переворот и создает свой мир Кенленд, он преследует одну цель — добиться уважения и восхищения. Поэтому, когда в конце фильма главная героиня отказывается быть с ним вместе, Кен впадает в панику, заявляя: «Я просто не знаю, кто я без тебя. Я существую, только когда ты бросаешь на меня свой взгляд». На это Барби отвечает ему проникновенно-вдохновляющей речью, которая обличает такое тотальное растворение в другом человеке или предмете: «Тебе нужно понять, кто ты без меня. Ты — это не твоя девушка, не твой дом, не твоя шуба. Может, все те вещи, которые, как ты думал, делали тебя тобой, на самом деле не есть ты».
Таким образом создатели фильма затрагивают актуальную тему самоопределения. Кто мы без наших вещей, без нашего дома, к которому мы привыкли, без нашей работы и статуса и даже без наших вторых половинок? Кто мы на самом деле? Кену удается найти ответ на этот вопрос, на последних минутах фильма он появляется в толстовке с надписью: «I am Kenough», то есть «Я СамодостатоКен».
Так о чем же на самом деле «Барби»?
Место женщины в мире, принятие себя, самоопределение, созависимость, стереотипы красоты и идеальность в неидеальности — все эти темы скрывались за красивой оберткой и розовыми стенами Барбилэнда.
Создать фильм, который посмотрят миллионы зрителей, и заложить туда столько остросоциальных проблем — это работа, которая в итоге вылилась в глобальный успех картины (она собрала в прокате более 1,6 миллиардов долларов). А то, что эти темы прозвучали в массовом кино, уже большая победа. Ведь этот фильм не про кукол, не про красивую Барби, в которую мы играли в детстве. Он про людей, жизнь и про что-то настоящее в этом пластмассовом мире.