Как вы думаете, удобно ли ходить в хрустальных туфельках, ну скажем, по улице? Почему же тогда Золушка отправилась в них на бал, где нужно было много танцевать? Почему она не надела что-то более практичное?
«В этом и состоит интересный нюанс, — говорит социальный психолог Юлия Федотова. — В сказке ничего не говорится о других ее украшениях, видимо, это был единственный аксессуар костюма. Непрактичные сверкающие туфельки из хрусталя обладали магической силой, и именно на них отреагировал жених. В этом особая миссия украшений: они привлекают внимание. Можно предположить: чем больше их на человеке, тем сильнее его стремление обратить внимание на себя».
Простое платье превращается в сказочное, стоит к нему добавить блестящих аксессуаров, — именно этим приемом воспользовалась в свое время Габриэль Шанель, создав первую в истории коллекцию бижутерии. «Это очень древняя и примитивная особенность нашего восприятия — очаровываться всем, что блестит, — продолжает Юлия Федотова. — Причем мужчинам и женщинам это свойство присуще в равной степени».
Символы соблазна
«Оказаться на людях без своих любимых украшений — это все равно что выйти из дома ненадушенной, — уверяет 40-летняя Наталья, поигрывая крупными перстнями. — Это не сразу заметно для окружающих, но по самоощущению — как будто не хватает последнего штриха, позволяющего чувствовать себя соблазнительной».
Крутить на пальце изящное кольцо, позвякивать массивными браслетами, демонстрируя тонкое запястье, покачивать длинными переливающимися серьгами или трогательно теребить золотую цепочку — все эти полуосознанные действия привлекают внимание к рукам, шее, лицу. И сигнализируют окружающим: «Я хочу привлекать».
Впрочем, как считает культуролог Ольга Вайнштейн, функция украшения этим не ограничивается: «Конечно, если украшение сочетается с эрогенной зоной — допустим, драгоценное колье в зоне декольте, — то оно выполняет и эротическую функцию. А если украшения расположены не на «участках желания», то они могут вовсе не иметь эротического значения. Усиление привлекательности для противоположного пола — не основное в использовании украшений. Они значат для нас гораздо больше».
Талисманы и обереги
«Мы, подобно древним, верим, что украшение-талисман защитит нас от «злых духов», дурного стечения обстоятельств, — рассказывает Юлия Федотова. — Или что камешек с дырочкой — «куриный бог» — принесет счастье, а изображение скарабея — удачу... Осознанно или нет, мы наделяем украшения защитной функцией. Их сила — в нашей психологической установке, в магии символа, значения, которое мы ему придаем».
Одна из идей относительно обереговой функции украшений принадлежит французскому философу и этнографу Клоду Леви-Стросу: по его мнению, это связано с тем, что у нас есть «твердые» и «мягкие» части тела. «Мягкие» (уши, нос, рот, половые органы) наиболее уязвимы, а украшения обеспечивают их защиту от неблагоприятных воздействий.
«Украшения — для мужчин или для женщин — как правило, располагаются на узких частях тела: шее, кистях рук, талии, лодыжках, — развивает эту мысль Ольга Вайнштейн. — Само слово «аксессуары» происходит от английского access — доступ. И функция украшений и аксессуаров — это «регулировка доступа», обеспечение чувства защищенности. Поэтому исторически украшение — это покров и оберег. Хотя со временем эта функция стала восприниматься символически, как знак силы и власти».
Знаки власти
Украшения всегда указывают на социальный статус человека: метрдотель в дорогой гостинице или продавец в роскошном бутике без труда определят «своего» клиента по запонкам, марке часов. У большинства ювелирных домов своя знаковая символика, например: пантера Cartier, сердечко Tiffany, византийский крест Bvlgary.
«У этого назначения украшений очень древние корни. Так в примитивных племенах у кого больше украшений, тот и вождь, — комментирует Юлия Федотова. — Не стоит думать, что в этом смысле мы так уж далеко ушли от племенного сообщества. У нас тоже свои «племена» — социальные группы, куда мы вхожи: семья, профессиональная среда, друзья или «клуб любителей чего-нибудь». Желание быть лучше других, нравиться, вызывать восхищение присуще современному человеку в той же степени, что и его предкам».
Для мужчин большее значение имеют аксессуары — они гораздо больше говорят и о статусе, и о финансовых возможностях
«В советскую эпоху в идеологии моды господствовал постулат скромности: человек не должен был выделяться из толпы, — рассказывает Ольга Вайнштейн. — А украшения ассоциировались с буржуазным классом, от которого надо было дистанцироваться».
Времена переменились, и одним из свидетельств перемен наряду с малиновыми пиджаками стали массивные золотые цепи и печатки на мужских руках. На смену такой грубой демонстрации силы и власти со временем приходят более цивилизованные ее формы.
«В целом мужчины используют украшения реже, чем женщины, — замечает Ольга Вайнштейн, — для них большее значение имеют аксессуары: обувь, ремень, телефон, портфель, часы, галстук — они гораздо больше говорят и о статусе, и о финансовых возможностях. От этого больше зависит самооценка мужчины».
Воплощенные ценности
«Украшения обладают и чисто материальной (как эквивалент денег), и эстетической ценностью (как предмет искусства, антиквариат), — продолжает Юлия Федотова. — Дорогие украшения — своего рода защита от обесценивания денег».
«Бриллианты — лучшие друзья девушки» — это бесхитростное признание из уст Мерилин Монро отсылает к тем недалеким временам, когда женщина была полностью социально зависима и находилась на обеспечении мужчины. В знак любви он преподносил своей избраннице драгоценности — своего рода «страховой депозит» для ее будущего.
Чувства мужчины могут угаснуть — такими практическими соображениями объясняется изобилие украшений на восточной женщине. Она надевает на себя все имеющиеся драгоценности одновременно на случай внезапного развода: мужчине достаточно трижды во всеуслышание произнести «талак», и женщина обязана покинуть его дом в том, что на ней надето.
Свидетели чувств
Традиция обмениваться обручальными кольцами — очень древняя: во времена Античности верили, что через безымянный палец проходит артерия, ведущая к сердцу. Их традиционно изготавливали из драгоценных металлов, не поддающихся ржавчине или окислению, — это символизировало долговечность и неизменность, точно так же как бриллиант, подаренный во время помолвки, означал твердость, незыблемость намерений жениха.
«Для современных пар материальная ценность этих атрибутов может быть и не столь важна, — считает Юлия Федотова, — это может быть кольцо из любого металла или пластика. Главное — символ: кольцо символизирует бесконечность, вечность. Молодожены словно заключают свою пару в кольцо, в некую замкнутую систему. И само кольцо на пальце защищает от сомнений и страхов, а заодно сигнализирует окружающим: сюда доступ запрещен».
Подаренные с любовью, украшения хранят память о ней. И иногда становятся фамильными: передаются от матери к дочери или к сыну для его невесты, становясь оберегом рода.
Сокровища памяти
Украшения уже не сковывают нас жесткими рамками условностей, как это было всего сотню лет назад: тогда носить драгоценности в дневное время могли лишь куртизанки. Для многих настоящие драгоценности были и остаются чужеродными. Некоторые женщины предпочитают более потаенные, более эмоциональные смыслы украшений — заключенные в единичных авторских работах или в этнических поделках. «С ними я вновь ощущаю ветер далеких стран, в них — звуки восточного базара, аромат жасмина и пряностей», — говорит 38-летняя Алина.
«Очень часто человек одевается не столько ради социального послания вовне, сколько для личного комфорта, для себя, — объясняет Ольга Вайнштейн. — Он привык к этим украшениям, и, если он их не наденет, его личное пространство не будет защищено. Кстати, поэтому потеря какого-то украшения иногда сопровождается несоразмерной паникой, будто человек теряет часть себя: так переживается «размыкание» телесного контура».
Мы привязаны к этим предметам, мы окружаем их мифами и суевериями, а потому они становятся для нас вместилищами памяти и бесценными сокровищами — независимо от их цены.
Мужчины и их украшения
Ведущая функция мужских украшений — свидетельствовать о положении в обществе и финансовом достатке, считает культуролог Ольга Вайнштейн.
«Для классического делового стиля в европейской традиции характерны стандарты эстетического минимализма, что подразумевает небольшой набор украшений: это неброское кольцо, обручальное или с печаткой, запонки, булавка или зажим для галстука. Из нательных украшений это может быть золотая цепочка, но ее не принято демонстрировать, и ее использование больше распространено в южных странах. Итак, сдержанность в украшениях свидетельствует о том, что мужчина принадлежит к деловым кругам.
Противоположная модель — богемный стиль. Это люди творческих профессий: художники, музыканты, архитекторы. Здесь допустима гораздо большая вольность: по нескольку колец на руках, кольца с крупными камнями, серьги в ушах, цепочки, бусы, кулоны. Активное использование аксессуаров здесь сочетается и с более размытым гендерным стандартом: мужчины могут носить длинные волосы и яркие цветные рубашки — это все становится знаком человека свободной профессии и также показывает его социальную роль.
Еще один пласт — это подростковая субкультура. Здесь украшения играют совсем другую роль: они указывают на принадлежность к сообществу, к своей группе, что очень важно для переходного возраста. Многие подростковые субкультуры используют избыточные сигналы, чтобы отличать «своих» от «чужих»: например, у «готов» — крупные металлические цепочки, кольца с черепами и шипованные браслеты».