Кадр из фильма «Носферату» (2024 год)
ЭЛЛЕН — между жизнью и смертью
Жила была юная девушка — Эллен. Была она в том трепетном возрасте, когда детское тело постепенно обретало взрослые черты, в душе пробуждалась чувственность, а во плоти заиграли неведомые ранее сексуальные импульсы. И тогда в ее жизни случилось страшное. Похоронили мать. Влечения жизни и смерти схлестнулись в едином порыве. Размылись границы между желанием последовать за матерью в бездну небытия или найти путь в новой, незнакомой жизни без нее.
Овдовевший отец сделался леденяще холодным, тепло юной деве пришлось искать на стороне. Охваченная черной меланхолией и терзаемая кошмарами, Эллен молила небеса о помощи. Но вместо ангела откликается тень. Одолеваемая желанием заглушить боль утраты и утолить жажду любви, девушка бросилась в объятия мужчины куда старше ее (на пару-тройку веков) — символического проводника в царство мертвых — в мир матери.
Прошло время, кошмары и меланхолия отступили, и казалось, прошлое осталось в дурном сне
Эллен вышла замуж. Ее избранник Томас по градусу страсти совсем не дотягивал до первой любви. Но рядом с ним Эллен почувствовала нечто очень важное. Она ощутила еще один язык любви, противоположный языку страсти, — язык нежности. То, чего так не хватало ребенку, потерявшему мать.
Как только влечения жизни оживили Эллен, тень прошлого пробудилась. Первый возлюбленный вернулся и напомнил о страстных узах, сковавших их смертными клятвами. О том, что у их безумной любви есть цена. Цена крови.
Как вы видите, налицо классическая история абьюзивных отношений в динамике агрессор-жертва. Такого бывшего можно было бы назвать эмоциональным вампиром, который давит, манипулирует, угрожает… Но, погодите! Мы тут имеем дело с настоящим вампиром — граф Орлок (он же Дракула).
Кадр из фильма «Носферату» (2024 год)
ДРАКУЛА — САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ АНТИГЕРОЙ КИНЕМАТОГРАФА
Дракула — самый экранизируемый злодей в истории кино. Персонаж романа Брэма Стокера появлялся в более чем 200 фильмах. «Носферату» (1922 год) — первая дошедшая до нас экранизация — вольная, поскольку договориться о правах тогда не удалось. Но Фридриха Мурнау это не остановило. Будучи уже известным на тот момент режиссером, он не просто изменил имена главных героев, но и переосмыслил их образы.
Влечение к смерти
Если Дракула — кровопийца-джентльмен, воплощающий викторианские страхи перед запретным желанием и инаковостью, то Орлок вовсе не искуситель. Он — сама смерть, ее исполинская тень, разрастающаяся над городом, как надвигающаяся чума. Он — символ смертности и бессознательного стремления к ней, которое примерно в то время описывал Зигмунд Фрейд. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 год) он вводит концепцию влечения к смерти (Todestrieb).
В «Носферату. Симфония ужаса» Мурнау воплотил борьбу Либидо и Мортидо — основных драйвов, которые, по Фрейду, управляют жизнью
Кроме того, в Носферату Мурнау не просто противопоставляет влечения жизни (Эрос) и смерти (Танатос), но и предлагает способ их разрешения. Он придумал убить Орлока светом — это резко отличается от литературного первоисточника. Но и этот ход можно рассмотреть через фрейдистскую призму. Когда подавленные влечения вытаскиваются на свет из глубин бессознательного, они теряют свою силу.
Влечение к жизни
Если влечение к смерти направлено на разъединение и разрыв, то влечение жизни, объединенные под именем Эроса, выражается в стремлении к любви, созиданию, объединению, продолжению рода.
Ирония в том, что новый Орлок, несмотря на зловещий образ, получился даже слегка трогательным — и, пожалуй, самым либидинозным за всю историю экранизаций
На смену сутулому аморфному вампиру, будто высохшему от собственной вечности, пришел крупный колдун с усами и пенисом. Его жажда Эллен — не просто хищнический голод, но и мучительное влечение. Они сплетены в этом танце вожделений, оба — пленники сил, которые ведут их не к жизни, а к смерти.
Чем еще объяснить этот сдвиг, если не любовью постановщика к первоисточнику? Роберт Эггерс — в 9 лет стал фанатом «Носферату» Мурнау, после первого просмотра. Его взгляд на Орлока пропитан любовью и восхищением, желанием продолжить и усложнить этот род злодеев.
Немецкий экспрессионизм и сновидения
Большую часть фильма граф Орлок показан в расфокусе, а его голос звучит из самого низкого регистра, будто доносится из-под земли. Любое место, куда ступает его нога, теряет твердость и форму.
Пространство вокруг него подчиняется логике сна, где пугает не сам монстр, а его тень — то, что ускользает от понимания
Фрейд писал, что «жуткое — это не просто страшное, это нечто знакомое, ставшее чужим». В «Носферату» эта граница стирается: реальность просачивается в кошмар, а кошмар — в реальность. Но в этом есть закономерность. Немецкий экспрессионизм, к которому принадлежит оригинальный «Носферату», — это не просто художественное направление, а попытка перенести на экран внутреннюю реальность, субъективное переживание мира. Он работает по тем же законам, что и сон: искажает формы, преувеличивает тени, подменяет логику эмоциями.
Кадр из фильма «Носферату» (2024 год)
ТОМАС — ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ С БУКЕТОМ СИРЕНИ
В одной из первых сцен герой Николаса Холта — Томас, выбегает из теплой постели в холодный город, оставив неудовлетворенной страстную жену Эллен. Он пробирается сквозь готический город, где шпили соборов, мачты кораблей у воды и рога быков — все тянется вверх острыми пиками, словно угрожая проткнуть само небо.
Такое обилие острот в кадре не случайно. На поверхностном смысловом уровне — это рога, которые носит недальновидный муж. На более глубоком визуальном уровне готическая острота — это противоположность мягким, округлым арочным формам, которые ассоциируются с материнской защитой, либидинозной привязанностью и телесным комфортом.
Готическая острота в фильме — это фаллическая анатомия смерти
Эллен, несмотря на всю свою нежность к Томасу, не может быть им понята. Она одержима жутким злодеем, который раскусил ее природу. И это взаимно.
Получив возможность повышения по работе (сопряженное с временным отъездом от жены), Томас возвращается домой сквозь толпу, укрытую от дождя траурными черными зонтами. Под его собственной шляпой — букет сирени, символ юности, нежности и зарождающейся любви. Вот только эти цветы предназначены не ему и не Эллен. Они украсят брачное ложе, залитое девственной кровью в кульминационной сцене обращения, где укус показан как настоящий акт соития — с зубами, которые проникают прямо в сердце.
![](https://n1s2.hsmedia.ru/0d/58/bd/0d58bd5259d6e3b002f00f3004e4fcbc/160x160_21_2bd9ba3587f424e518e490e1d4869f6d@120x120_0xac120003_4948501021648816301.jpeg.webp)
Психоаналитический психолог