«Нечего надеть»: почему мы так часто недовольны своей одеждой

Итак, настроимся на честность с самими собой. Есть несколько причин, которыми можно объяснить невозможность выбрать из нашего гардероба подходящую вещь:

  • Все имеющиеся в шкафу вещи нам просто не нравятся: они устарели, надоели, а может, и вовсе никогда не были использованы, потому что мы купили их, не взвесив все «за» и «против».
  • Вся одежда однообразна, поэтому подобрать что-то под конкретный нестандартный случай невозможно, ведь если полки заняты джинсами и свитерами, то собрать образ на юбилей или важную встречу будет практически невозможно.
  • У каждой вещи есть «изъяны». Например, свитер, которому уже больше пяти лет, выглядит непрезентабельно, юбка слегка маловата, а некогда стильный пиджак напоминает сюртук XIX века.

«Важно понять, что «жизнь в одежде» делится на два мира: мир покупок — фантастический, воображаемый, порой нереальный из-за невозможности надеть что-то не по размеру или не по карману, и мир настоящий— домашний, опутанный бытом и повседневностью, — отмечает психолог Игорь Браиловский. — И порой так хочется соединить эти миры, чтобы то, что мы купили в прекрасном мире, носилось в реальном.

Но что мы делаем? Мы либо покупаем то, что надевать некуда, либо то, что настолько банально, что и носить потом не хочется. Выходит, что одежда висит, а мы смотрим на нее и думаем: «Надеть нечего!» Однако надо просто сказать себе, что сказка может быть и в шкафу».

Ситуация явно была бы проще, если бы проблема с «отсутствием» одежды не влияла и на другие аспекты нашей жизни. Все мы — участники социальных отношений, поэтому и выглядеть стараемся хорошо не только для себя, но и для тех, с кем мы взаимодействуем.

Одежда — не просто куски ткани, которыми мы укрываемся для выхода на улицу

Одежда — это история нашей личности и нашей жизни. С ее помощью мы транслируем окружающим свое настроение и даем опознавательные сигналы, поэтому умалять ценность и важность правильно составленного гардероба не стоит.

«Неуверенность в гардеробе, бесспорно, переносится и на другие аспекты жизни. Мы начинаем говорить себе: «Если ты даже с одеждой не можешь разобраться, то что говорить о целях в жизни и работе? Если не можешь подобрать верх и низ, то как сможешь команду себе набрать для проекта?»

Наш гардероб — это в том числе средство общения с окружающими. Если мы не можем его подобрать правильно, то и в жизни ведем себя тихо, не выделяемся, а мир вокруг тем временем «сереет» и становится скучным», — говорит Браиловский.

С проблемой «нечего надеть» тесно связана и наша уверенность в себе. Представьте: вы зашли в офис в неактуальном платье и ботильонах, которые визуально укоротили ваши ноги, и тут же столкнулись с коллегами, которые будто только вышли из модного магазина.

Возможно, вы не обратите внимания. А может быть, начнете думать, что теперь станете объектом обсуждений или легких насмешек. Вам сразу же захочется спрятаться от этой мысли и ситуации, и на следующий день вы, скорее всего, придете в серых незаметных вещах, чтобы не привлечь никакого внимания и постараться стереть из памяти коллег ваш вчерашний нарядный, как вам казалось, выход.

«Нечего надеть»: почему мы так часто недовольны своей одеждой

«Мы все время проверяем себя через обратную связь с обществом. Если говорить о гардеробе, то восхищение всех поднимает нашу самооценку, а обратная реакция — снижает, даже если мы уверены в своей внешности на 100%», — замечает Игори Браиловский.

При этом стеснение зачастую приходит к нам не после какого-то единичного случая, а накапливается в течение всей жизни, и чтобы отследить его причины, понадобится много времени и сил на работу со специалистами.

Но как начать борьбу за уверенность в себе самостоятельно?

В качестве первого шага я бы посоветовал разобраться с текущим гардеробом. Выделите выходной день, откройте шкаф и начните без сожалений освобождать его от ненужных и неподходящих вещей.

Оставьте только то, что вам идет, подходит по размеру, и то, что вы уже носили. Поверьте: то, что лежит уже несколько лет и «ждет своего часа», никогда не будет надето.

Следующий шаг — подбор правильной капсулы. Составьте список необходимых базовых вещей и следуйте ему, не отвлекаясь на сиюминутное желание купить модную футболку, которая через две недели уже устареет.

Если вы понимаете, что самостоятельно составить капсулу никак не получается, — без стеснения обратитесь в специальные сервисы, которые подберут вещи в соответствии с вашим внутренним миром и психотипом.

Узнать свой психотип перед походом по магазинам крайне важно, потому что вы выбираете одежду в первую очередь для себя, а значит, именно вам должно быть в ней комфортно.

Не бойтесь экспериментировать, ведь эксперимент — это своего рода поиск себя настоящего.

Об авторах:

Коваленко

Петр Коваленко — сооснователь сети аутлетов Offprice, эксперт в области fashion mindfulness.

Браиловский

Игорь Браиловский — социальный психолог.