Биография
Николай Рерих родился в 1874 году в Петербурге в семье известного нотариуса, поэтому с раннего детства вращался в кругах прогрессивной интеллигенции. Его родители дружили с ученым Дмитрием Менделеевым, археологом Львом Ивановским, священником Иоанном Кронштадтским…
Неудивительно, что еще в юном возрасте мальчик увлекся живописью, археологией, историей, культурой и религией
В 18 лет, окончив гимназию Карла фон Мая, Николай Рерих поступил сразу в два учебных заведения: в Петербургский университет на юридический факультет и в Высшее художественное училище в студию Архипа Куинджи, мастера пейзажной живописи, чье творчество оказало на него поначалу большое влияние. В это время он познакомился с известным деятелями культуры того времени: Ильей Репиным, Сергеем Дягилевым и Николаем Римским-Корсаковым. И хотя художник получал первое образование лишь потому, что не мог ослушаться отца, даже там он умудрился изучать любимую тему и защитить диплом на тему «Правовое положение художников Древней Руси».
К 1897 году Николай Рерих успешно освоил обе учебные программы. В дальнейшем он смог добиться значительных успехов, причем не только в качестве художника. Во время революции 1917 года Николай Рерих «застрял» в Финляндии, а затем обосновался в Лондоне. Спустя три года он переехал в США, где прожил около 15 лет, много путешествуя по Европе и Азии. А с 1935 года и до самой смерти в 1947 году творил в Индии — именно этот период считается самым плодотворным в его творчестве.
Деятельность
1. Художник
В Высшем художественном училище Николай Рерих продолжил исследовать историю и культуру Древней Руси. Его дипломная работа — картина «Гонец» — сразу же приковала к нему всеобщее внимание. Ее приобрел коллекционер Павел Третьяков, ею восхищался писатель Лев Толстой. На рубеже веков он создал такие произведения, как «Город строят», «Сходятся старцы», «Идолы», «Заморские гости».
После выпуска из училища художник начал активно путешествовать по России. Он создал архитектурную серию картин, эскизы для мозаик и росписей церквей, возрождал древнерусские традиции в искусстве и народные промыслы.
Его картины, наполненные глубоким символизмом, с восторгом встречали на Западе и выставляли во всех европейских столицах
С 1905 года художник увлекся восточной тематикой: изучал философию, интересовался историей и культурой Индии и Японии. Во время Центрально-Азиатской экспедиции он написал более 500 картин, вдохновленных востоком: серии «Гималаи»,«Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока».
Горные пейзажи так и останутся любимым жанром Николая Рериха. В 1930-е годы он создал такие шедевры, как «Гуга Чохан», «Твердыни Тибета», «Тень Учителя. Тибет», «Великая стена», «Ченрази».
2. Археолог
Еще в гимназистские и студенческие годы Николай Рерих проводил археологические раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В возрасте около 20 лет он стал членом Русского археологического сообщества. Среди его находок: погребальный комплекс води (народа финно-угорской группы) в Петербургском регионе и неолитические стоянки на Валдае.
В 1923 году художник осуществил свою мечту — организовал Центрально-Азиатскую экспедицию. За пять лет ее участники побывали в Индии, СССР, Китае и Монголии, провели многочисленные археологические и этнографические исследования.
По ее итогам Николай Рерих написал две книги: «Сердце Азии» и «Алтай — Гималаи»
Другая масштабная экспедиция под его управлением — Маньчжурская. В 1930-е годы путешественника заинтересовала идея панмагнолизма — создание национального государства для азиатских народов, которое могло бы объединить территории Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. За два года путешествий Николай Рерих написал более 200 очерков, собирал материалы по лингвистике и фольклору и даже обнаружил несколько видов новых растений. Однако проект был досрочно свернут из-за скандала в прессе и ссоры с властями США.
3. Сценограф
Будучи разносторонним человеком, Николай Рерих никогда не ограничивался только станковыми произведениями. Часть его творческого наследия связана со сценографией. В частности, художник создал декорации для многих оперных, балетных и драматических постановок.
Наиболее известен театральный задник для сцены «Половецкие пляски» оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, созданный для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1908 году.
Это произведение размером 10 на 23 метра считается самым крупным в собрании Третьяковской галереи
Также Николай Рерих оформлял следующие постановки:
балет Игоря Стравинского «Весна священная»,
оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», «Псковитянка»
драму Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
4. Создатель религиозного течения
Художник, как и многие интеллектуалы начала XX века, увлекался мистикой. Так, вместе с женой он проводил спиритические сеансы и осваивал метод «автоматического письма» — записи посланий, которые якобы передают духи. Сначала супруги прибегали к «столоверчению», а затем «овладели» способностью «яснослышания».
При этом Николай Рерих утверждал, что всего лишь стремится познавать тончайшие энергии и искать истину
В 1920-е годы супруги создают собственное религиозно-философское течение Агни-йога («Живая этика»), которая объединяет западную оккультную традицию и восточную эзотерику. В его основу легли книги, написанные в результате общения с «Великим Учителем» во время спиритических сеансов. Рерихи верили в реинкарнацию души и стремились овладеть космической энергией — Агни.
Последователи этой идеи создали рериховское движение, которое исследователи относят к нью-эйджу. Эти организации до сих пор работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии.
5. Общественный деятель
Еще в во время первых раскопок в конце XIX века художник озаботился проблемой защиты культурных памятников. Спустя 30 лет ему удалось внести значительный вклад в развитие этого направления международного права.
В 1928 году Николай Рерих обратился ко всем государственным и культурным деятелям с призывом обсудить этот вопрос: подготовил проект Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, более известный как Пакт Рериха, а также разработал отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира — три красных круга, вписанные в красную окружностью.
По разным версиям, они символизируют либо единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, либо религию, искусство и науку как части культуры
За эту деятельность его дважды выдвигали на Нобелевскую премию мира — в 1929 и 1935 годах, однако оба раза художник остался без награды. В итоге пакт был подписан представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки, а в 1954 году лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».
При этом сам Николай Рерих больше расценивал его не как официальный документ, который в одночасье изменит многовековые правила ведения войн, а как «образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».