Как производители подсаживают вас на электронные сигареты: 3 коварных приема
Фото

Unsplash

Над вопросом о причине популярности электронных сигарет задумались журналисты The New York Times — они не только пообщались с молодыми людьми о том, что их привлекает в вейпах и других устройствах, но и попросили ученых разобрать этот феномен с точки зрения психологии и маркетинга.

Личный опыт

Алекса Эддисон

Одной из собеседниц издания стала 19-летняя Алекса Эддисон: когда она поступила в университет, в моду вошли китайские одноразовые электронные устройства Elf Bars. От вейпов и электронок прошлого поколения их отличал совершенно новый дизайн: обтекаемые формы, яркие цвета и компактность, а также необычные вкусы ягод и фруктов.

Больше всего девушке нравились пина колада и микс клубники и киви: в какой-то момент она использовала одно устройство в неделю — по данным ученых Стэнфордского университета, количество никотина, который она потребляла за семь дней через Elf Bar, было примерно таким же, как в 590 классических сигаретах.

Причиной, почему Алекса Эдиссон выбрала Elf Bars, стал именно дизайн. «Я никогда не интересовалась электронными сигаретами, пока в продаже не появились такие симпатичные [устройства]», — цитирует студентку издание.

Картер Джеймс

Другой собеседник The New York Times, 23-летний Картер Джеймс, и вовсе сравнивает их с «игрушками», которые не только компактны, но и совершенно не похожи на электронные сигареты прошлых поколений, когда изготовители сознательно пытались скопировать дизайн реальных табачных изделий.

Статистика

Алекса Эдиссон и Картер Джеймс — лишь некоторые из многих молодых людей в США, кто использует электронные сигареты. Согласно статистике, больше 2,5 миллионов американцев в возрасте от 11 до 19 лет курят вейпы и другие системы, которые считаются «аналогами» традиционных табачных систем. Большинство отдает предпочтение именно одноразовым «курилкам», таким как Elf Bars, Puff Bar, SMOK и другим, а самыми популярными вкусами оказались мята, ментол, фрукты и сладости.

Причины

Эксперты, с которыми удалось пообщаться журналистам, назвали любовь к электронным сигаретам отличительной особенностью поколения Z — и внешний вид в этом сыграл главную роль. Их аргументы были следующими.

1. Устройства кажутся «безобидными» 

В отличие от настоящих сигарет, Elf Bars и другие одноразовые девайсы с их обтекаемыми формами и приятными цветами не воспринимаются как что-то опасное для здоровья. «Они выглядят как санитайзеры для рук», — описывает их дизайн Бонни Халперн-Фелшер, профессор педиатрии Стэнфордского университета.

2. Поколение Z сильнее других привлекает яркая цветовая палитра и броские силуэты

Электронные сигареты воспринимаются ими как модный аксессуар, который можно красиво сфотографировать или снять на видео. «Они [производители устройств] абсолютно точно попали в цель», — говорит Бен Варкес, управляющий директор молодежного маркетингового агентства YMC.

«Табачные компании используют рисунки или яркие упаковки для того, чтобы завлечь детей, заставить их думать, что это доброкачественно, весело и безвредно для них», — утверждает Сьюзан Линн, психолог и лектор Гарвардской медицинской школы.

3. Возможность пользоваться электронными сигаретами в открытую

Привлекательные устройства, которые продаются в современных и красивых, будто подарочных, упаковках, вызывают желание не спрятать их, а наоборот, показать, носить с собой вместе со смартфоном и ключами в руке у всех на виду. «Никто не пытается больше это скрывать, потому что их используют все», — подтверждает эти догадки 21-летняя Кэрели Алькантара.

Что в итоге

Таким образом, не видя опасности в устройстве и ошибочно воспринимая его как нечто непохожее на сигареты — ни внешним видом, ни вкусами, которые далеки от привычного табака, молодые люди начинают использовать их и обретают никотиновую зависимость, которая заставляет покупать эти устройства вновь и вновь.

«Если это выглядит гламурно и привлекательно, то это будет главным, что „приведет коня на водопой“. Вкусы для них — как вода для жаждущего, а никотин заставит возвращаться еще», — описывает формирование аддикции Брайан Кинг, руководитель табачного центра управления по контролю за продуктами и лекарствами.