Как английский поэт XIX века смог в одном четверостишии отразить главный принцип психотерапии XXI века
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Британская журналистка и блоггер Кэти Миллс как-то спросила меня, чем садоводство полезно для психического здоровья, и ее вопрос вдруг снова пробудил во мне интерес к Уильяму Уордсуорту.

Английский поэт Уордсуорт родился в небольшом провинциальном городке Кокермаут в 1770 году. Его мать умерла, когда мальчику было всего восемь лет, а еще через пять лет не стало и отца. Осиротевшего юношу приютили родственники. В 2020 году отмечалась 250-летняя годовщина дня рождения Уордсуорта. И хотя прошло уже несколько веков, поэт словно возрождается каждый раз, когда мы перечитываем его стихотворения и осмысляем его идеи. Некоторые из них относятся к его борьбе с депрессией и к попыткам предотвратить ее возвращение в будущем.

Влияние Уордсуорта далеко не ограничивается Британскими островами и XIX веком. Он стал основоположником нового романтического движения, распространившегося по всему миру. Уордсуорт — один из самых почитаемых поэтов в англоязычном мире, а его «Нарциссы» из 24 строк — самое популярное англоязычное стихотворение вообще.

Мне уже доводилось писать о параллелях между стихотворениями Уордсуорта, депрессией и сезонным аффективным расстройством. Мое любимое его произведение — «Нарциссы» — начинается словами «Я блуждал одиноким облаком». Можно предположить, что в момент их написания сезонное аффективное расстройство шло на спад или начинала развиваться гипомания, а может, у Уильяма просто возникали спонтанные поэтические импульсы, которые иногда называют «безумием муз».

И хотя сейчас, когда осень позади, нам не хочется задумываться о сезонном аффективном расстройстве, стоит вспомнить и о других методах борьбы с негативными мыслями (а они периодически одолевают каждого из нас и не только осенью), которые можно найти в творчестве Уордсуорта. В социальных сетях весьма популярны, например, эти его строки:

«Твой разум — словно сад,

Мысли твои — семена.

Можешь растить цветы,

А можешь — и сорняки»

На первый взгляд кажется, что это четверостишие — просто типичный пример романтизма Уордсуорта, восхищающегося духовными силами природы. Но в этих строках скрыто нечто большее, чем просто поэтическая красота. Если рассматривать их как метафору для понятий, принятых в современной психологии и психиатрии, идею Уордсуорта можно рассматривать как предвестник когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ), которая учит пациентов менять образ мышления и бороться со спонтанно возникающими вредными «когнитивными искажениями» (ошибками мышления).

И Уордсуорт, и теория КПТ утверждают, что мы способны контролировать свой образ мышления, тем самым управляя нашим настроением. В психоанализе — главной разновидности психотерапии до изобретения КПТ доктором Аароном Беком — считалось, что особенности нашего мышления в значительной степени предопределены. Бек же утверждал, что мы способны изменить привычные реакции на события и, благодаря этому, изменить наше отношение к жизни в целом. Если нам удается это сделать, меняется и отношение окружающих к нам, так запускается своего рода «цепная реакция» позитивных перемен.

Мы способны сами, собственными усилиями, «прополоть» свой ум от «сорняков» — тех самых когнитивных искажений, одновременно «поливая» и «растя» прекрасные цветы (то есть полезные и конструктивные мысли). Со временем эти цветы дадут собственные семена, запустив тем самым вечный цикл воспроизводства цветов. «Сорняки» же лучше уничтожать еще в зародыше, чтобы они не мешали расцветать нашим «цветам».

Оказывается, мы можем заменить психиатрические термины на поэтические образы Уордсуорта, сохранив смысл и суть и того, и другого. Выращивание цветочного сада из семян потребует времени и усилий, точно так же, как их требует обучение техникам КПТ. Но в обоих случаях времени и усилий понадобится не так уж и много. И там, и там результатов придется подождать, но наше терпение окупится сторицей.

Как английский поэт XIX века смог в одном четверостишии отразить главный принцип психотерапии XXI века
Уильям Уордсуорт
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Итак, упрощая и используя метафоры Уордсуорта, представим, что все наши спонтанно возникающие мысли можно разделить на «сорняки» и «полевые цветы».

Как только в наше сознание самопроизвольно проникает негативная, контрпродуктивная мысль (то есть происходит когнитивное искажение), мы можем сразу же напомнить себе, что это «сорняк», и немедленно ее опровергнуть. «Поспешные выводы», «черно-белое мышление», «ожидание худшего», «сгущение красок», «преувеличение» и «приуменьшение» — все это разновидности ментальных «сорняков», которые стоит выкорчевывать, освобождая пространство для «полевых цветов». Это гораздо приятнее, чем «негативное подкрепление», рекомендуемое некоторыми терапевтами-бихевиористами, которые советeют носить на запястье тугую резинку и больно щелкать ею себя каждый раз, когда в голове возникает нежеланная мысль или импульс.

Этот несложный подход не описан в стандартных руководствах по КПТ, и он, наверное, слишком прост для того, чтобы пытаться получить грант на серьезные исследования его эффективности по стандартам доказательной медицины. Но его легко можно проверить на себе. Мой личный опыт подтверждает, что такой подход может как минимум послужить полезной разминкой перед применением более серьезных техник КПТ — а иногда и одной «разминки» оказывается достаточно.

Эту методику можно сравнить с широко известной «творческой визуализацией», которую применяют, например, при лечении «флэшбеков» (внезапно возникающих болезненных воспоминаний о травме) у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Творческую визуализацию применяют и некоторые тренеры для повышения мотивации спортсменов. Цель упражнений по визуализации — заместить негативные и тревожные мысленные образы другими — позитивными и жизнеутверждающими. Так и в нашей технике мы замещаем ментальный образ удушающих нас сорняков на прекрасный цветочный сад.

Идея Уордсуорта была совершенно правильной, хотя в его время современные клинические термины еще не вошли в обиход. Может, это и к лучшему — если бы в начале XIX века были доступны нынешние методы терапии, мы могли бы лишиться многих прекрасных стихотворений. Ведь недаром говорил Фрейд: «Куда бы я ни отправился, оказывается, что до меня там уже побывал поэт».

Автор: Шэрон Пакер — психиатр и психотерапевт, доцент отделения психиатрии и наук о поведении в медицинской школе при госпитале Маунт-Синай (Нью-Йорк)