Относитесь ли вы к тем 80% людей, которые не могут без огорчения долго смотреть на себя обнаженных? Или к тем 40%, кто занимается сексом, не раздеваясь полностью или только в темноте?
Мы переживаем за каждое «несовершенство» внешности, изводим себя диетами и комплексуем. Слишком велико социальное и культурное давление — реклама, производители и многие другие диктуют женщинам, как надо выглядеть.
Но мы слишком далеко забрались в погоне за всем идеальным и забыли простую истину: мы никому не обязаны быть красивыми и соответствовать чьим-то представлениям о прекрасном. Тем более что и представления эти непостоянны.
Плодородие и материнство
За последние несколько веков в моде были то пышные формы, то стройность. И в этом есть определенная закономерность.
Самые древние женские статуэтки, вырезанные из кости и мягких пород камня, как правило, демонстрируют большую грудь, округлый (совсем не плоский!) живот и выдающуюся попу. Фигуры древних Венер олицетворяли способность женского тела к вынашиванию и рождению детей. Считается, что они связаны с культом плодородия.
Серьезные потрясения, такие как глобальные войны, эпидемии, сильный голод и прочие, приводили к резкому снижению численности людей. Угроза вымирания вида приводила к необходимости размножения. Поэтому после войн и пандемий в моду входили женские фигуры с пышными формами, наводящими на мысль о материнстве.
Эти периоды сменялись другими, когда в активном увеличении численности рода человеческого не было необходимости. И тогда сексуальными считались менее «подходящие» для деторождения (с биологической точки зрения) женские фигуры — субтильные, с маленькой грудью. Так, истонченный, одухотворенный, болезненный идеал красоты свойственен эстетике и Средневековья, и европейского декаданса, и нашему времени.
К началу XXI века население планеты превысило 7 миллиардов человек. Мы живем скученно, уровень фонового шума слишком высокий — такие условия не способствуют повышению рождаемости, активному продолжению рода. Вероятно, поэтому внешне женские и мужские тела становятся все более похожими.
Маленькая грудь vs пышные формы
- В Древнем Египте все население располагалось на узкой полоске земли вдоль реки Нил, большие города были перенаселены. Сохранившиеся росписи египетских пирамид представляют нам женщин, похожих на мальчиков: высокие, с узкими бедрами, плоской грудью, длинными ногами.
- В Древней Греции горожане жили в небольших полисах, большая часть населения крестьянствовала вне городов. Дошедшие до нас женские статуи — стройные, с умеренной округлостью, — пышут здоровьем.
- В средневековой Европе к середине XIV века жило уже около 100 миллионов человек. Это привело к хроническому голоду, чудовищному дискомфорту и крайней скученности людей в жилищах. И как результат в моду вошли худые красавицы.
- К началу XV века эпидемии, голод, войны выкашивали города и деревни. Численность населения Европы сократилась минимум наполовину. При таком снижении популяции, конечно, никак невозможно было и дальше поклоняться бледным тонким мадоннам. Красоту стали видеть только в очень пышных фигурах, что заметно по картинам Рубенса или творениям Микеланджело.
- В XIX веке плотность населения в Европе постепенно достигла докризисного уровня, и дамы опять начали бледнеть, худеть и мельчать. Красавицами считались невысокие женщины с детским личиком и женственной фигурой, утрированной корсетом и кринолином, а также с крошечными ручками и ножками.
- После войны 1812 года во второй половине XIX столетия красавицами считались женщины с широкими бедрами, полной и крепкой грудью, способные рожать и кормить детей.
- В XX веке из-за двух мировых войн и экономических кризисов идеалы женской красоты скакали от болезненно-анорексичной худобы до мягкой полноты.
- В 1912 году археологи откопали бюст Нефертити — и мир замер от восторга. Вот она — совершенная хрупкая красота! Если бы ее обнаружили в материалистичном XIX веке, то не нашли бы в ней ничего прекрасного, разбили и не пожалели об этом. А в начале прошлого века она выглядела абсолютно уместной, в то время как полные дамы Рубенса — нет.
В XX веке «маятник» раскачивался еще быстрее. Мода на разные женские образы менялась каждое десятилетие.
«Девочки как мальчики»
Сегодня мужественность и женственность смешались, породив образы феминных мужчин и маскулинных женщин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на последние коллекции, представленные известными домами моды.
В модельном бизнесе востребованы женственные юноши и девушки с мальчишеской фигурой. Современным идеалом красоты стал высокий длинноногий андрогин с плоской грудью, узкими бедрами и беспристрастным лицом.
Самые крупные и респектабельные универмаги Европы и Америки открыли отделы с одеждой без четкой гендерной направленности, парфюмерией и косметическим уходом, пригодным для обоих полов. И это не похоже на унисекс 1990-х: речь не про универсальность, а про снятие ярлыков — и с людей, и с вещей. Это право быть собой. Свобода, индивидуальность, отказ от рамок — все это прекрасно сочетается и с новыми канонами красоты на подиумах, и с новым восприятием гендера.
Еще меньше стереотипов
Когда-то первые женщины, надевшие брюки вместо юбки, совершили переворот в общественном сознании. Сегодня люди продолжают отказываться от стереотипов в «женской» и «мужской» красоте.
Джаред Лето выступает в килтах и женских юбках от Gucci. Сын Уилла Смита Джейден исполняет рэп и отказался от брюк, потому что в них ему «жарко». Другой рэпер, Канье Уэст, неоднократно появлялся перед публикой в кожаной юбке.
Смешение женского и мужского в индустрии красоты отражает общую идеологическую тенденцию. Биологический пол не должен быть поводом для дискриминации и искусственных ограничений. Тот, кто хочет быть красивым, может выбирать любую интерпретацию красоты, которая ему нравится. Это не будет означать, что он отныне не мужчина или не женщина.
Куда качнется маятник и какие женские образы будут в моде через 20 и 50 лет, предсказать невозможно. Да и не столь важно. Главное — отбросить стереотипы и оставаться верной себе. Любая женская фигура была, есть и будет чьим-то идеалом красоты.
Статья написана по книге Инессы Трубецковой и Наталии Найденской «Код внешности. От головы до пальцев ног» (АСТ, 2021).