Кадр из фильма «Микки 17» (2025)
О чем фильм «Микки 17»
В феврале 2025 года состоялась премьера научно-фантастического боевика «Микки 17». Главным героем фильма стал Микки Барнс, роль которого исполнил Роберт Паттинсон. Молодой человек, оказавшись в долгах и так и не нашедший своего пути в жизни, решается стать «расходником» — и соглашается выполнять опасную работу, на которой он может погибнуть. Действие фильма происходит в далеком будущем, где клонирование людей поставлено на поток.
Погибая, Микки каждый раз оживает в новом теле, сохраняя при этом все прожитые эмоции и воспоминания
Режиссером «Микки 17» стал Пон Джун Хо, известный по фильмам «Паразиты», «Окча» и «Сквозь снег». Они, как и «Микки 17», также затрагивают важные социальные проблемы, будь то классовое неравенство, проблема угнетения, колонизация или уничтожение окружающей среды и животных. Сборы нового боевика, впрочем,
О том, каким получился фильм «Микки 17», о чем он на самом деле и какую ценность он несет в себе с точки зрения психологии, Psychologies рассказала специалист по ментальному здоровью Ольга Минамайори.

Психолог
Почему «Микки 17» производит впечатление
На мой взгляд, «Микки 17» — один из экстремально сложных для проживания фильмов, вызывающих множество чувств и эмоций. В нем смешано много тем и слоев, и лично у меня он вызвал не менее тяжелые эмоции, чем фильм «Паразиты» этого же режиссера. Он предлагает зрителю задуматься над самыми разными вопросами:
этическими — про клонирование, использование людей как подопытных кроликов, «отжимание» того, что «плохо лежит» у хозяев, обладающих властью и привилегиями;
социальными — про политику и власть, расслоение общества, мужские и женские роли, а также сексуальную идентичность и ориентацию;
философскими — про жизнь и смерть, добро и зло, космос и вечность.
Но есть и другой слой, более актуальный для меня как специалиста по ментальному здоровью — психологический. И чтобы разобрать его, важно понять, что происходит с нашей психикой во время просмотра фильмов и почему нам так нравится их смотреть вообще.
Что такое синематерапия
Волей-неволей при просмотре фильма, так же как и при чтении книг, просмотре блогов и прослушивании подкастов с историями людей, — мы подключаемся к герою, идентифицируя себя с ним, и проживаем искренне через себя, свою психику и эмоции, всю его историю. Поэтому так важно избирательно относиться не только к тому, что мы едим, но и к тому, чем мы кормим свой ум.
Какие-то части истории не находят резонанса с нами — и тогда они не так сильно нас задевают. А какие-то фрагменты и сюжетные линии затрагивают нас больше, и мы можем испытывать сильные чувства — гнева, ярости, печали, вины, стыда, отчаяния, одиночества. Многие часто плачут вместе с героями фильмов.
Так происходит потому, что эти истории резонируют с нашей собственной жизнью. Хотя герой и история может вообще ничего общего не иметь с нами, но наша психика находит какую-то похожесть: в поведении, ситуации, чувствах, составе действующих лиц. Так бессознательное выдает нам наши собственные непрожитые эмоции, которые поднимаются вместе с историей героя. И таким образом, гневаясь или печалясь вместе с ним, мы освобождаемся и от своих подавленных чувств.
Подобные процессы происходят на сеансах психотерапии, поэтому я называю осознанный просмотр фильмов «синематерапией»
Не каждое кино подходит всем, и «Микки 17» — яркое тому подтверждение. Я бы не рекомендовала просмотр этого фильма лицам с психологическими расстройствами, с психологической травмой вины и с низкой самооценкой в обостренной фазе, с нарциссическими и тревожными расстройствами, так как он может ретравматизировать, и человек может провалиться в глубокие переживания. Если у него сейчас нет психологической поддержки, это может на какое-то время вывести его из продуктивного состояния.
Поэтому всегда очень важно бережно выбирать фильмы, которые вы смотрите. Помня о том, что вы так или иначе присоединитесь к кому-то из героев, подумайте: хотите ли вы прожить эту роль? Пусть и на два часа. Как это повлияет на вашу психику?
О чем фильм «Микки 17» с точки зрения психологии
Идея самонаказания
Это история об очень травмированном мальчике, который винит себя в гибели своей матери. Он считает, что это он нажал запретную красную кнопку, из-за которой автомобиль попал в аварию и разбился. Таким образом, по его мнению, он убил свою мать.
Дети еще очень эгоцентричны и считают себя причиной всего происходящего. В детстве мы винили себя в разводе родителей, плохом настроении мамы, скандалах и трагедиях. И если взрослые не снимают с ребенка этот непосильный груз гиперответственности, то мы получаем травму вины, низкую самооценку и саморазрушающее поведение.
Это чувство вины так и не дало Микки выучиться профессии, реализоваться в каком-то деле. Он стал неудачником, который не ценит себя и во всем ищет наказание. Именно поэтому он бессознательно ввязывается в заведомо гиблое дело, берет деньги у ростовщиков, которых адекватный человек обходил бы стороной, чтобы в результате быть расчленным бензопилой, и таким образом расплатиться за свою вину. Конечно, в фильме это показано утрировано.
Но на деле в жизни мы очень часто поддаемся этой беспощадной программе самонаказания
Она работает именно так, как показано в фильме. Если мы чувствуем вину за что бы то ни было — за поступок, ошибку или даже просто мысль, то независимо от того, действительно ли была наша вина или это все плод воображения эгоцентричного ребенка, — чувство вины автоматически запускает программу самонаказания. И мы бессознательно будем стремиться поплатиться за свою вину. От безобидного случайного удара об угол стола, пореза ножом, до серьезных заболеваний, отталкивания лучшего для себя партнера, отказа от самых лучших предложений. Все зависит от того, как вас наказывали в детстве.
Герой фильма Микки попадает в ситуацию, угрожающую его жизни. Но не специально, а, скорее, находясь во власти программы расплаты за вину, которую он на себя взял. И только инстинкт выживания и самосохранения находит для него лазейку — в «расходники».
Он под страхом наказания и одновременно с ужасающе низкой самооценкой, не ставя себя ни во что, подписывает контракт, где его будут использовать как подопытную крысу, убивая снова и снова. А потом перезагружать его сознание во вновь напечатанное тело, чтобы он помнил все свои ощущения от того, как проживал очередную смерть. Конечно, сознательно, он не знал, на что идет — это бессознательная жажда самонаказания толкнула его на этот поступок.
Точка смерти
Очень живо в фильме раскрыта тема страха смерти. Наш Микки каждый раз умирает — и при этом вновь возрождается в новом теле. В этой метафоре я вижу то, что я называю в своей практике «точка смерти».
Если очень кратко, то в нашей жизни таких смертей бывает достаточно много. Каждый наш возрастной, психологический, финансовый кризис — это своего рода точка смерти. Каждый человек проходит эти точки по-разному: кто-то их не проходит и откатывается назад в своем развитии, другой — застревает в этой точке, умирая эмоционально. Вы точно видели таких ходячих «мертвецов», в которых совсем нет жизни. А кто-то, как Микки, проходит эту точку и эволюционирует.
Выход на новый уровень после каждой «смерти» (или кризиса) меняет нас
Это красиво показано в фильме тем, что каждая версия Микки отличалась от предыдущей. Но до тех пор, пока Микки не возродился агрессивным и воинственным, он так и оставался маленьким испуганным ребенком, виновным в смерти матери.
Чувство злости — очень важный механизм нашей психики. Чувство вины, желание быть хорошим, блокируют злость. Без этого невозможно стать собой, почувствовать ценность себя, простить себя, научиться отстаивать свои границы и быть в итоге успешным в жизни.
Лишь когда его восемнадцатая версия выполнила свою функцию — рассказала Микки, что на самом деле в смерти матери виновен не он, а неисправность автомобиля — он смог пройти нужную ему трансформацию.
Трансформация
Вероятно, этой перемены не произошло бы, если бы не случилось интересное происшествие — наш Микки 17 был спасен ползунами. Это метафорическая сила, которая покажет ему, что он достоин жизни. Очень часто такой силой ставится для человека психолог, который вместо того, чтобы съесть свою жертву, вдруг выталкивает клиента на свет божий.
Этот момент спасения стал поворотной точкой в сюжете. После чудесного спасения Микки вдруг перестал хотеть умирать, как это было раньше. Он вдруг почувствовал свою ценность — и так началось исцеление психологической травмы. Усилилось исцеление позже, когда на смену идее, что и ползуны его отвергли и выкинули, потому что он невкусный, пришло понимание, что на самом деле они его спасли.
В совокупности четыре ключевых фактора исцелили нашего героя:
спасение ползунами;
осознание, что это было спасением, а не отвержением;
осознание, что он не виновен;
принятие своей агрессии с помощью Микки 18.
Фильм заканчивается экзаменом, как это часто и бывает в жизни. Проверка на то, прошел ли ты урок и действительно ли готов перейти на следующий уровень своего личностного и духовного роста, а вместе с тем и материального.
Это эпичный момент с красной кнопкой. Неспроста она того же цвета, что была кнопка в машине, которую он нажал перед аварией, убившей его мать. То, что он смог нажать красную кнопку, уничтожившую принтер по печати людей, является подтверждением, что он прошел испытание и исцелился. Больше ему не нужны новые версии его, чтобы искупать свою вину — и выход совсем в другом месте, не через искупление.
Как не стать жертвой из-за чувства вины
С этической точки зрения, использование людей как расходный материал аморально. И при этом, до тех пор пока будут люди, страдающие чувством вины, в позиции жертвы, ждущие наказание и желающие, чтобы их поиспользовали, будут и те, кто будет их использовать.
И выход здесь один — избавляться от чувства вины, заменяя его взрослой ответственностью за себя и свою жизнь. И в этом вам поможет психология, желательно во всех трех формах:
образовательной — в виде книг и правильных курсов, чтобы избавляться от заблуждений и невежества, обретая знания;
трансформационной — в виде тренингов, игр, ретритов и других процессов, чтобы знания становились практикой и меняли вас и вашу жизнь;
терапевтической — в виде личной работы с психологом, чтобы исцелять самое ядро своей психики, где была травма.
Ну и, конечно, не забывайте проверять своих психологов в наше время, когда столько шарлатанов и людей с «корочкой», полученной за двухчасовой вебинар, стремящихся причинить добро всем вокруг. А на самом деле — использующих своих клиентов как «расходники». Пользуйтесь услугами проверенных и квалифицированных специалистов, с отзывами, опытом и доказанной практикой, которые действительно помогают своим клиентам исцелиться.