Необычные фасоны, странные декоративные элементы и высокие ценники — «три кита» современной «уродливой» моды. Увидев такую одежду на модных показах известных брендов, мы думаем: «Кто такое будет носить? И куда?..» А ее носят, причем с большой гордостью и любовью.
И пока одни люди покупают люксовую «уродливую» одежду, другие пытаются понять, зачем она вообще нужна. Как раз для последних создан проект «Отказала модная железа», где его автор, Алла Корж, делится трезвым и иногда циничным взглядом на самые нелепые предметы роскоши.
Контент канала состоит из двух составляющих: изображения вещи и комментария к ней. Причем шутка зачастую является ключевой частью.
«Условная микросумка известного бренда за 10 минимальных размеров оплаты труда сама по себе вряд ли будет уж очень смешной, — рассказывает Алла Корж. — Моя цель в том, чтобы сделать этот предмет в глазах читателей абсурдным. Зацепить и вытащить на обозрение то, на что в другой момент они не обратили бы внимания. Тем не менее самый первый вопрос, который я себе задаю при выборе модели: «Отказала у ее создателя «модная железа» или нет?» Так что в любом случае внутренние критерии при отборе материала у меня есть».
Откуда пришла «уродливая мода»
Около семи лет назад трендом стало одеваться просто и непритязательно, чтобы выглядеть «как все». Из двух английских слов: нормальный и хардкор (один из вариантов перевода: «жесткий стиль») возникло название стиля «нормкор». Те, кто «устал от моды», выбрали подчеркнутую неоригинальность, простоту и отказ от экстравагантности.
Подхватив тренд и возглавив его, дизайнеры начали создавать свои варианты функциональной одежды. И, как следовало ожидать, довели идею до абсурда. Появились странные фасоны, нелепые аксессуары, уродливые формы и странные принты. Так тенденция одеваться «как все» в индустрии моды превратилась в стремление выделиться — даже в этом направлении.
Само по себе это понятие субъективно, поэтому отличить уродливое от красивого невозможно, эта грань слишком тонка.
«Одна и та же вещь для одного и того же человека сейчас может быть уродливой, а завтра — совершенной. Настроение поменялось, и взгляд на предмет стал другим, — отмечает автор. — Кроме того, внутреннее ощущение человека при ношении определенной одежды легко транслируется другим. Если ты чувствуешь себя «уродом» в этой модной шапке, то не удивляйся, что тебя могут именно так и воспринимать. Это заметно по осанке, взгляду, жестикуляции — никакой магии».
Стоит различать понятия «уродливая мода» и «уродливая одежда». По словам знаменитого стилиста Дани Мишель, уродливая мода — это определенная тенденция или дизайн, которые могут выглядеть далеко не эстетично. В то время как уродливая одежда — «это просто плохо спроектированная одежда».
Странная сумка за 10 минимальных зарплат, нелепый пояс за сотню тысяч, такая же дорогая сумка, в которую не уместится ничего больше спичечного коробка… Кажется, что такая мода может вызвать не столько смех, сколько негодование, неприязнь и даже отвращение. Почему в случае проекта это работает иначе?
Отвращение у людей обычно вызывают потенциально опасные, угрожающие объекты, объясняет автор. В мире моды их достаточно: имитация крови на ткани, обувь с моделированием каблука из человеческой плоти, даже безобидная стилизация в виде татуировок или пирсинга на прозрачном материале. Вот они могут провоцировать неприятные ощущения.
«А выбор необычных, но явно безопасных предметов одежды может в силу своей неожиданности вызывать улыбку, — добавляет Алла Корж. — К тому же на восприятие влияет и наше окружение — то, от чего будет хохотать житель небольшого города, воспринимается в столице как обыденность. Видали и не такое».
Почему люди выбирают «уродливую моду»?
- Из нежелания быть как все. Сейчас, когда нам доступно почти все, выделиться из толпы очень сложно. Всегда найдется тот, кто предпочитает тот же бренд, даже если он класса люкс. С другой стороны, люди испытывают страх перед простотой и мейнстримом. Ведь индустрия моды достаточно жестока: за «базовость» здесь можно подвергнуться остракизму. «Уродливая» мода дает большую возможность выбора и позволяет чувствовать и демонстрировать индивидуальность.
- Чтобы войти в клуб избранных. Хотя мы и стремимся выделиться из общей массы людей, чтобы не быть «как они», оставаться в одиночестве мы все равно не хотим. «Выбор одежды дает ощущение причастности к определенному кругу лиц. Покупая узнаваемый предмет, мы как бы заявляем: «Я свой». Именно поэтому существует такое огромное количество подделок известных брендов», — говорит Алла Корж.
- От скуки. Дом, работа, работа, дом — так или иначе рутина вызывает скуку. Хочется изменений, чего-то необычного. Если обычная смена наряда может приподнять настроение и внести разнообразие в уклад дня, то что говорить о выборе рискованного платья или костюма? Он способен почти что подарить нам новую жизнь. Да и желание эпатировать публику, выделиться среди скучной массы здесь не на последнем месте.
- Потому что она им нравится. Так как красота в глазах смотрящего, то и многие странные, даже пугающие варианты одежды могут иметь своих преданных поклонников. Кроме того, «каждую нелепую вещь можно стилизовать так, что все ахнут, —уверенна Алла Корж. — Не стоит недооценивать потенциал, заложенный в предмет дизайнером».
Об эксперте
Алла Корж — автор и колумнист телеграм-канала