С чего все началось
После тяжело перенесенного ковида я решила восстановить здоровье, записавшись на занятия хатха-йогой. Мои тугие связки поначалу не давали скрутиться в затейливых асанах, но со временем наметился прогресс, а здоровье улучшалось день ото дня. Когда я совсем окрепла и начала приходить на занятия в более осознанном состоянии, в голове стали появляться вопросы и сомнения.
Каждый раз, когда я сидела в позе полулотоса (лотос не давался никак — связки «кричали» от боли и обиды) в конце занятия, повторяя «ом намах шивая», я спрашивала себя: «Почему я пою молитву индийскому божеству?» Ведь в переводе на русский язык она означает «Я склоняюсь перед Шивой». «Значит, йога — это такая религия, включающая физические упражнения, или это вид спорта, который содержит религиозные аспекты?» — размышляла я. Окончательно запутавшись, решила поехать в йога-тур за тридевять земель, чтобы оздоровить тело, почувствовать умиротворение, а главное, разобраться, в чем состоит суть этой древней системы. Отправляясь в йогическое путешествие, еще не знала, что меня ждет.
Путешествие в мир йоги
В первый день ретрита практика была посвящена поклонению богу земли. Мой преподаватель, который особо не вдавался в тонкости йоги в московской студии, надышавшись лесного воздуха, раскрепостился и начал рассказывать про богов Индии и о правилах жизни согласно канонам индуизма и йоги. На вопрос о том, какие есть принципы, он начал перечислять: жить аскетично, соблюдать экадаши (посты) и иметь свадьяху — стремление к духовному познанию, чтобы достичь самадхи — высшего состояния транса и экстаза.
Мне показалось, что я сплю, а когда раздастся щелчок, окажусь дома в московской квартире. Преподаватель продолжал, что нужно познать себя настоящего, найти свой путь и жить правильно. На вопрос, что такое правильно, он не дал четкого ответа. Он из преподавателя йоги вдруг превратился в философа и начал рассуждать о смысле жизни и о том, что деньги — это не главное, а главное — это достичь высшего разума и познать самого себя. Его слова опутывал терпкий запах благовоний, одурманивающий и въедающийся в одежду, волосы и сознание. Поток новой и непонятной информации ввел меня не в состояние транса, а скорее в прострацию.
В стране чудес
Помимо практик, где мы отрабатывали асаны и пранаямы, у нас были индийские песнопения, посвященные богу с головой слона — Ганеше. В индуизме он приносит процветание и богатство. Прежде чем петь, нужно было сесть в позу лотоса и за полчаса освоить индийскую нотную грамоту — саргам. Звуки, вплетаясь в слова на санскрите, погружали во что-то неведанное ранее. Помузицировав с онемевшими от лотоса ногами, мы отправились на главную церемонию. Мы легли в круг и начали слушать индийские мантры. По мере расслабления в медитации мы должны были встретиться в своем сознании с богиней какао, которая очищает ауру и отвечает на поставленный в уме вопрос.
Лежа на жестком коврике с закрытыми глазами, я расслабилась, но богиня ко мне так и не пришла, и вопрос остался без ответа. По окончании церемонии нас ждала кружка густого и тягучего напитка, сваренного из сырых бобов по рецепту южноамериканских шаманов. Тягучий несладкий напиток, который прилипал к небу, добавлял горький привкус к растерянному состоянию. На просьбу подсластить все это сахаром мне отказали, ссылаясь на то, что богиня такого не прощает.
Ауру я так и не очистила, зато очистилось тело во время посещения русской бани с березовым веником и поедания салата из сырых кабачков. Решив, что уже познала себя и укрепила тело и дух, я начала искать пути, чтобы оказаться на воле. Место ретрита находилось далеко от цивилизации, но желание вернуться обратно в понятный для меня мир было превыше всего.
Освобождение
Оказавшись на свободе, я ощутила одновременно и эйфорию, и экстаз. Запутавшись окончательно, что же такое йога и при чем здесь богиня какао, начала искать информацию про богов, индуизм и йогу, но это не дало результата: информационное пространство интернета переполнено противоречивыми сведениями.
Общие сведения и опыт в других странах
Йога, объяснял интернет, это самая древняя практика в мире и совокупность духовных, психических и физических практик. Также я прочитала, что йога связана с индийскими и тибетскими религиями, в которых существуют свои боги, и что с помощью практик можно к ним приблизиться. Но в то же время она базируется на традиции сакхья, которая атеистична — Бог в ней отсутствует.
В некоторых странах, например в Малайзии, Египте и Сингапуре, йога разрешена только как вид гимнастики без философско-религиозного аспекта из-за того, что она связана с индуизмом, а мантры, исполняемые на санскрите, являются индуистской молитвой.
Про какао-церемонию родом из Южной Америки, которую когда-то проводили племена майя, нет никакой достоверной информации. Каждый организатор церемонии проводит ее на свое усмотрение. Одни любят сочетать распитие какао с танцами, другие — с медитацией, пением мантр и йогой.
Возвращение, или незакрытый гештальт
Прошел год, но этот вопрос никак не давал покоя. Чтобы разобраться, решила спросить у практикующих людей и преподавателей, что для них йога и как они ее практикуют.
Мнение практикующих
Даша, 33 года
«Я занимаюсь йогой, чтобы тело было здоровым. На занятиях ум и дух приходят в состояние гармонии, которая проявляется внешне. Я буддистка».
Федор, 30 лет
«Йога для меня — это лечебная физкультура, которая создает настроение. Есть баланс тела, разума и души. Это неважно, какой Бог в йоге. Главное — вера. Ведь когда человек надеется на сверхсилу, она ему помогает в жизни, и становится легче».
Оюна, 35 лет
«Йога для меня — это не физическое, а духовное. Я буддистка. Для меня это отклик из детства, отголоски родины. У нас в Бурятии мантры схожи с индийскими. Например, „Ом мани падма хом“ — это благопожелание мира всему живому. Я успокаиваю тело, чтобы успокоить душу».
Антон, 31 год
«Я занимаюсь йогой для здоровья ума и тела. Только что вернулся из Непала, где проходил различные практики. Йога помогает мне разложить комплексное ощущение на элементарные составляющие, а также обрести контроль в отслеживании, что происходит в настоящий момент. Я принимаю это не как религию, а как самопознание. Бог в йоге для меня как архетип божественности. Игра ради самой игры. Например Шива, он мне очень симпатичен».
Мнение преподавателей
Ильдар Енакаев, учитель кундалини-йоги в студии Sangat
Если рассматривать йогу как единое целое, а не по различным направлениям (хатха-йога, кундалини-йога и другие), то это соединение с бесконечным. Благодаря ей наше конечное соединяется с бесконечной душой и бесконечным Богом. С одной стороны, йога — это религия. Потому что цели те же самые. С другой стороны, йога настолько многогранна: есть и физическая, и философская, и духовная составляющие. Для меня йога — это религия, духовный путь, благодаря которому я могу достичь самых высоких целей. Все остальное, что в ней существует, — это второстепенное. Бог один. Он пронизывает все мироздание. Он везде: во мне, в дереве, в каждом живом существе. В индуизме существуют разные боги: Шива, Кришна, Брахма. Если углубляться в шиваистскую практику, то шиваиты скажут, что Шива — единственный Бог, а кришнаиты — что Кришна. Для меня суть одна.
Владимир Царук, тренер по подготовке учителей кундалини-йоги, член Федерации учителей кундалини-йоги
Йога для меня — одновременно цель и средство. Это практический способ исследования самого себя и соединение со своим духом, природой, своим началом. Религия в йоге — это взгляд назад. Когда есть догма, канон и некие правила, это объясняет некоторым людям, как устроен порядок вещей божественных. Йога — это ближе к научному способу исследования личного опыта. Что такое божественное внутри меня самого.
Елена, тренер по пилатесу и йоге в фитнес-клубах
В фитнес-клубах не принято привносить религиозный и философский аспект в тренировки по йоге. Это больше гимнастика, которая укрепляет тело и дух. Под духом понимается сила воли в достижении спортивных результатов.
Вигнеш, учитель по хатха-йоге центра аюрведы и йоги «Керала»
Йога — это объединение тела с разумом и души с природой. Это способ улучшения жизни с помощью объединения пяти чувств в нашем теле с панчабхутами (на санскрите — в индуизме пять элементов, основа всего космического творения).
Киран, преподаватель центра аюрведы и йоги «Керала»
Для меня йога — это форма заботы о себе и способ обрести баланс и покой в моей занятой жизни. Это помогает мне замедлиться, соединиться с дыханием и присутствовать в данный момент. Йога позволяет мне снять напряжение и стресс с тела и ума, а также помогает развить силу, гибкость и внимательность. Это практика, которая позволяет мне настроиться на потребности тела и прислушаться к внутреннему голосу.
Филипп Егоров, ведущий преподаватель программ обучения преподавателей йоги, специалист в области нейрофизиологии поведения и учредитель Московской школы йоги
Для меня йога — это система разностороннего личного развития с широким выбором инструментов, позволяющих работать как с телом, так и с психикой и умом. То есть йога — для человека! В зависимости от запроса она может стать для конкретного человека не только спортом, но и религией и философией. Но в этом случае, на мой взгляд, происходит переворачивание позиций с ног на голову. Йога перестает быть для человека, а человек становится для йоги — а это уже форма фанатизма. Для меня такой подход чужд.
Алексей, организатор какао-церемоний
Прямой взаимосвязи между йогой и какао-церемонией нет. Какао — это напиток матери- земли, и никакой богини какао не существует. А сама церемония родом из Южной Америки. Главная цель какао-церемонии — войти в состояние покоя и гармонии с помощью медитаций и пения мантр. Про индуизм и йогу у меня нет никакой информации.
Развязка
Выслушав множество мнений, можно сделать вывод, что заниматься йогой можно в том формате и стиле, который больше подходит лично для вас. Ведь даже у преподавателей свой взгляд на духовные и физические практики родом из Индии. Главное — подобрать наставника исходя из ваших желаний и убеждений. Ведь йога у каждого своя.
Мнение психолога
Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт
Правильный выбор
Рассматривая негативный опыт, описанный автором в статье, можно провести аналогию: от того, что кто-то плохо исполняет музыкальное произведение, оно не становится хуже. Просто нужно искать подходящего для себя тренера. Ведь люди, у которых один и тот же уровень образования, имеют индивидуальные особенности личности, которые проявляются в любой профессиональной деятельности, в том числе и йоге.
В каждой сфере нашей жизни мы выбираем именно «своего» специалиста, например парикмахера. Но даже если человек попал в руки плохого мастера, то волосы — это не зубы, они отрастут. Другое дело с тренером по йоге — вы даете ему доступ к своим эмоциям и телу. Он должен иметь большой опыт и не допускать ошибок неграмотного и неподготовленного человека. А если преподаватель собирается вас обращать в какую-то веру, необходимо спросить у него, что лично он нашел в йоге для себя, и понять, а подходит ли это лично вам. Должна произойти «химия».
Польза
Йога — самая древняя практика в мире, с помощью которой люди на протяжении 50 веков помогают сами себе решать психологические проблемы в сложные периоды жизни. Она делает человека мягче и помогает решить величайшую экзистенциальную задачу — не снижая планку эффективности, жить в близости к себе: тонко чувствовать насыщение и дефицит, усталость и подъем. Например, если у вас есть дефицит радости, удовольствия, то йоговские тренировки помогут вам его восполнить.
Во время тренировок все деформации, возникающие в теле по разным причинам, возвращаются в исходное состояние. То, что было слишком расслаблено, приходит в тонус, а напряженные участки тела расслабляются. Занятия проходят в спокойном состоянии, в отличие от большого спорта. Люди любого уровня физической подготовки после двухчасовой тренировки чувствуют себя лучше. И это ощущение имеет прямое отношение к качеству жизни. У человека не так много способов влиять напрямую на свои чувства, так как они не подчиняются человеческой воле. Непрямое воздействие на гармонию души через гармонию тела — как раз то, что предлагает йога.
Влияние на нервную систему
Наша стрессогенная жизнь в цейтноте и тревожных новостях приводит к невероятной перегрузке симпатической нервной системы. Возникает так называемый феномен изношенных надпочечников — органа, который выбрасывает в кровь кортизол для того, чтобы справиться со стрессом и мобилизовать все силы истощенного человеческого организма. Как сказали бы йоги, за вдохом должен быть выдох. А когда человек все время вдыхает и уже не может выдохнуть, его гормональная система, а именно надпочечники, начинает реагировать выбросом больших доз кортизола. И они уже не в состоянии регулировать даже небольшой стрессовый стимул. Человеческий организм расбалансируется.
Если говорить образно, то симпатическая нервная система — это газ, а парасимпатическая — тормоз. То есть наш автомобиль все время газует и моментально начинает двигаться на скорости 100 километров в час, срываясь сразу в максимум. Но когда нужно затормозить, чтобы поразмышлять о самочувствии и правильности своих поступков, это не получается сделать, потому что тормоз — парасимпатическая нервная система — не включается. И основная сила йоги в том, что она через простые упражнения легко запускает парасимпатическую нервную систему. Это проявляется в том, что как только человек начинает на практике расслаблять свое тело и правильно дышать, он успокаивается и приходит в состоянии гармонии.
Йога в психологии и психотерапии
С точки зрения психологии, речь идет об осознанных, хороших отношениях с самим собой. Это имеет невероятно высокую значимость для качества жизни. Хорошие отношения с собой начинаются с чувствительности по отношению к себе. Йога эту чувствительность очень хорошо развивает.
Йога повторяет те же самые ходы, что есть и в психотерапевтической работе. Потому что и то и другое вырастает из общих законов феноменологии: успокоиться, прийти в точку равновесия, справиться с тревогой и страхом. Большая чувствительность позволяет увидеть, где у вас зажатости и скованность. И через одинаковый подход: мягко, без рывков и не требуя от человека большего, чем он может сейчас дать, –– происходит медленное оздоровление. И чем здоровее становится тело и гармоничней становится душа, тем больше человек открыт для чего-то более высокого, для того, чтобы задаваться вопросом о том, как устроен этот мир.
Йога и религия
Йога также отражает древнюю религию, построенную на мифах, которые демонстрируют характерные паттерны переживаний, имеющиеся у большинства людей, и показывают способы их разрешения. И совсем не важно, какая это мифология, важно то, что она кому-то помогает. Если в йоге двигаться не торопясь, прислушиваясь к себе, и ценить ее за возможность быть близким к себе через заботу о теле и чувствах, то она окажется необыкновенно эффективным средством улучшения качества жизни. Недаром у нее столько приверженцев по всему миру.
Психотерапевт, экзистенциальный аналитик, член Совета тренеров Ассоциации экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, кандидат психологических наук