«Шпион, которого не было», Адам Паттерсон и Деклан Лоун
О чем этот фильм
1993 год, Великобритания. Некий Роберт Фригард устраивается барменом в пабе небольшого городка, где, представившись агентом МИ-5, вербует трех студентов местного сельскохозяйственного колледжа. Их цель — шпионить за своими сокурсниками, каждый из которых может оказаться членом ИРА (ирландской группировки, устраивавшей в те времена теракты). Спустя три месяца обучения и проверки дома подозреваемого сокурсника, завербованных студентов, по словам Фригарда, рассекречивают — поэтому он увозит их из города в неизвестном направлении.
В следующий раз мы, зрители, видим Роберта уже в 2002 году, когда он, будучи продавцом дорогих автомобилей, знакомится с Элис, юристом по судебным спорам. И в скором времени рассказывает ей, что является агентом МИ-5 под прикрытием…
Почему его стоит посмотреть
Прежде всего потому, что сюжет «Шпиона, которого нет» основан на реальных событиях, а точнее на биографии афериста Роберта Хенди-Фригарда, который в 90-е притворялся агентом МИ-5. Благодаря обаянию и умению манипулировать людьми, он смог выманить у своих жертв почти полтора миллиона долларов. Пересказ событий получился, конечно, не дословный — большинство жертв не упомянуто, главная героиня является собирательным образом, а финал не во всем совпадает с реальным положением дел — но в ином случае фильму бы пришлось стать мини-сериалом.
Кроме того, этот психологический триллер продолжил традицию картин о мошенниках, так что в нем можно найти ответы на вопросы, которые могли возникнуть у многих после просмотра «Афериста из Тиндера». Например, почему подобная история может случиться с кем угодно, вне зависимости от возраста, пола, и социального статуса — «потому что для каждого можно подобрать привлекательную историю».
«Три тысячи лет желаний», Джордж Миллер
О чем этот фильм
Британская ученая Алетейя Бинни посвятила свою жизнь изучению нарратологии — того, как люди тысячелетиями сочиняли мифы и легенды и благодаря им формировали свой мир. Но во время поездки на конференцию в Стамбул она сама стала героиней фантастической истории, когда купила антикварную вазу и случайно выпустила джинна.
Что ждешь от сюжета? Что Алетейя сразу же озвучит положенные ей три желания, а джинн исполнит их, чтобы наконец обрести свободу. Только вот женщина, прочитавшая, кажется, все сказки про волшебных существ, отказывается это делать, так как думает, что джинн ее обманет. Или, что ее желание приведет к печальным последствиям. Чтобы переубедить Алетейю, Джину остается одно: рассказать, почему он (не единожды) был заточен в свою вазу.
Почему его стоит посмотреть
Во-первых, потому что это романтическая сказка с зачаровывающим восточным колоритом. Последний чувствуется во всем: во множестве стамбульских лавочек с антиквариатом, в рассказах джинна о знаменитой царице Савской или о султанах Османской империи, в сладостях, которые героиня увозит с собой в дождливую и не очень приветливую (из-за соседок Алетейи) Англию. После просмотра вам точно захочется планировать отпуск в Стамбуле или (пере)смотреть все 139 серий сериала «Великолепный век».
Во-вторых, потому что это, как подчеркнул режиссер Джордж Миллер, история, в которой описаны все тайны и парадоксы жизни. Что такое любовь и есть ли в ней место эгоизму? Помогает ли смирение в трудных ситуациях? Забвение — это добро или зло? Рассказывая Алетейе о своем прошлом, о тех ошибках, которые он совершил, джинн как будто проходит своеобразную терапию и втягивает в нее саму героиню (что все-таки заставляет ее загадать желание). А также втягивает нас, зрителей, когда спрашивает между строк: «Можно ли удержать рядом любимого человека»?
«Преступления будущего», Дэвид Кроненберг
О чем этот фильм
В недалеком будущем люди сталкиваются с «синдромом ускоренной эволюции». С одной стороны, это благо — теперь они не испытывают боль и не подвластны никаким инфекциям. С другой, их тела мутируют, выращивая новые органы. Из-за это в кадре так много непривычных нам технологий — кресел, помогающих человеку переварить пищу, кроватей, подстраивающийся под спящего, саркофагов для проведения операций.
К слову об операциях. Главный герой Соул — артист, внутри которого постоянно растут необычные органы. Его напарница Каприс татуирует их и потом удаляет, устраивая публичные вскрытия перед восхищенными зрителями. Но в конце концов художниками заинтересовываются как «полиция нравов», так и бунтари, которые хотят создать поколение людей, способное питаться одним пластиком.
Почему его стоит посмотреть
Думаем, фанатам творчества Кроненберга и жанра «боди-хоррор» (к которому, впрочем, режиссер не любит относить свои картины) дополнительные причины для просмотра не нужны — все-таки «Преступления будущего» — первый фильм режиссера после многолетнего затишья. Здесь хочется и поразмышлять о том, что (не) изменилось в его подходе, и поискать отсылки к прошлым фильмам. Впрочем, незнание той же «Мухи» (1986) и «Экзистенции» (1999) никак не помешает просмотру.
Отойдя от первых эмоций (возможно, удивления, отвращения или тревоги), мы увидим противостояние тех, кто спешит в будущее, и тех, кто держится за прошлое. Первые считают, что искусством может быть что угодно, что люди не должны мешать телу развиваться так, как оно хочет, что хирургия — это новый секс. Другие же верят, что все нужно ограничивать: и искусство, и развитие тела, и эко-активизм — чтобы оставаться человеком. И хотя главный герой в конце фильма неожиданно меняет свое мнение, морали здесь как будто нет. Чем не повод задуматься над тем, чью сторону вы сами бы выбрали?