Как произошло это странное превращение? Что заставляет женщин покупать чулки — далеко не столь практичные и комфортные, как колготки? Почему чулки так магнетизируют мужчин и обладают столь мощным зарядом сексуальности, что это делает их неотъемлемым атрибутом эротических сценариев и обязательной категорией товаров в секс-шопах? Мы спросили об этом сексологов, психологов, историков моды и продавцов белья и чулок.
Особые ощущения
Начнем с того, что не всякая женщина носит чулки. Многие считают, что этот предмет одежды накладывает слишком много ограничений.
«Облегающие брюки отпадают. Чулки можно надеть только с юбкой или платьем, да и то довольно пуританской длины», — считает 29-летняя Татьяна.
Стоит только попробовать женщине надеть чулки… и скорее всего она наденет их снова
«Да, чулки предполагают определенную одежду, — соглашается 34-летняя Алина, — но в этом есть свои плюсы. Скажем, черные чулки с кружевной резинкой уже не наденешь со спортивным хлопчатобумажным бельем. А в соответствующем белье и чувствуешь себя абсолютно иначе».
Стоит только попробовать женщине надеть чулки… и скорее всего она наденет их снова. Вот что рассказывает Варвара Рогова, менеджер отдела продаж сети бельевых бутиков: «Часто покупатели выражают благодарность за то, что им предложили приобрести чулки, если они этого никогда раньше не делали. Оказывается, что этот опыт оставляет очень сильные впечатления, причем не только у женщины, но и у ее партнера. Кстати, мужчины довольно часто принимают участие в выборе чулок — в этом случае, конечно же, важнее будет дизайн, нежели соображения практичности».
Иная женственность
Ношение чулок приносит такие перемены в самоощущении, ради которых некоторые женщины готовы пожертвовать практическими аспектами — например, чаще носить юбки и платья, нежели более комфортные брюки и колготки.
«Если колготки, даже самые вычурные, — это нечто утилитарное, то чулки в своей необязательности — отсылка к романтической стороне женской натуры, — объясняет социальный психолог Юлия Федотова. — Чулки ассоциируются с длинными юбками, корсетами, веерами и украшениями, историями про королей, королев и их фрейлин. Надев чулки, женщина словно меняет ипостась, в глубине души начинает чувствовать себя принцессой или куртизанкой, и это самоощущение влияет и на ее социальное поведение».
В юбке или платье женщина даже двигается иначе, а чулки добавляют к ее жестам совершенно особый акцент. Конечно, это влияет и на восприятие женщины мужчинами: «Чулки устанавливают определенную дистанцию для ее спутника или же определяют правила игры для ее сексуального партнера», — говорит сексолог Наида Добаева, научный сотрудник Федерального центра сексологии.
Дополнительная чувственность
Чем сильнее ограничения для самовыражения в женской одежде (корпоративный дресс-код, деловой костюм…), тем чаще чулки используют, чтобы поддержать внутреннее ощущение собственной женской привлекательности.
«Если под одеждой красивое белье и чулки с поясом, это находит отражение в женских глазах, — считает Наида Добаева. — Тогда самый строгий костюм приобретет еле уловимую ауру сексуальности». Кстати, именно женщины, работающие в офисах, чаще всего покупают прозрачные бежевые чулки — для каждодневной носки.
Надеть чулки — все равно что нарушить некое табу, особенно если на женщине строгий деловой костюм
«Это просто спасает девушек в офисах, особенно в жару, — продолжает Варвара Рогова. — Летом в чулках комфортнее, чем в колготках. Офисных работников можно легко отличить — они часто покупают не по одной паре, а по две, чтобы всегда иметь в сумочке запасную».
Еще относительно недавно появиться в офисе с голыми ногами было совершенно неприемлемым. Сегодня строгое соблюдение приличий (обязательные чулки или колготки с деловым костюмом) по-прежнему требуется в правительственных учреждениях, банках и некоторых больших компаниях.
«Надеть чулки — все равно что нарушить некое табу, особенно если на женщине строгий деловой костюм, — объясняет Юлия Федотова. — Никто, кроме владелицы, не знает, что под юбкой есть полоска обнаженной кожи, которая соприкасается с воздухом. Это маленькая пикантная тайна, своего рода тихий бунт против общественной морали, требующей упаковывать тело в футляр».
Эротический стимул
«Эротическая функция одежды проявляется всегда, когда создается игра обнаженной и закрытой зон тела, — объясняет культуролог Ольга Вайнштейн. — Чулки в отличие от колготок создают эту игру».
Прозрачные чулки, как и вообще прозрачная одежда, особенно эротичны. «Это классика жанра, ничто не обрисовывает ноги так лаконично и вместе с тем вызывающе, — продолжает Наида Добаева. — Поэтому как элемент соблазнения это практически беспроигрышный вариант: женщина ощущает себя (и воспринимается своим партнером) одновременно одетой и раздетой».
В отличие от колготок чулки оставляют свободной зону гениталий, символически предполагая готовность женщины к сексу
У каждого пола свои особенности чувственного восприятия. «Чулки удивительным образом воздействуют на эти особенности, создавая обоюдное возбуждение, — объясняет Юлия Федотова. — Мужчина возбуждается оттого, что их видит, а женщина — оттого, что их носит. Известно, что мужчины любят глазами, то есть в первую очередь ориентируются на визуальные стимулы — на кружевную подвязку чулок и полоску обнаженной кожи. Женщины же особенно восприимчивы к тактильным ощущениям — чулки (особенно с поясом) постоянно напоминают о своем присутствии на теле, генерируя легкое возбуждение».
К тому же в отличие от колготок чулки оставляют свободной зону гениталий, символически предполагая готовность женщины к сексу.
Атрибут сексуальности
Непременный атрибут сексуальных сцен и эротических фотографий, чулки нашли свое применение в реальной жизни.
«Они придают остроту сексуальным играм, — утверждает Наида Добаева. — Чулки не препятствуют проведению полового акта, а пояс у мужчины ассоциируется с чем-то, что помогает осуществлять контроль, — возможно, эта система лент, ремешков, подвязок ассоциативно сродни конской сбруе, помогающей «обуздать дикую стихию», управлять движениями женщины. И это придает игре очень мощный возбуждающий импульс».
Откуда они к нам пришли
«Предметы одежды, которые можно считать прототипами чулок, появились еще во времена Античности, — рассказывает культуролог Ольга Вайнштейн. — Повязки для ног (fasciae crurales), упоминания которых есть у Овидия в трактате «Наука любви», считались признаком изнеженности и служили не столько для защиты от холода, сколько для украшения.
В Cредние века получили распространение шоссы — облегающие ногу узкие мужские чулки-штаны из ткани. Шоссы появились в XII веке и сначала напоминали длинные носки, а затем эволюционировали, превратившись в подобие чулок, которые прикреплялись шнурами к поясу или сразу к куртке. В XIV веке появились первые короткие женские чулки, которые удерживались круглой подвязкой на колене. Со временем чулочные подвязки становятся особым эротическим аксессуаром, их отделывают кружевами и вышивкой, причем порой вышивают фривольные стишки.
А иногда подвязки украшали драгоценными камнями. В 1897 году знаменитая оперная певица Лина Кавальери, будучи в Санкт-Петербурге, заказала подвязки, украшенные бриллиантами и изумрудами, у Фаберже. Выдавая красавице заказ, приказчик высказал сожаление, что созданную ювелирами фирмы красоту никто, кроме хозяйки, не увидит. «Да что вы, любезный, — ответила Кавальери, — мужчины так любопытны!»1
Респектабельным дамам полагалось носить черные чулки, тогда как цветные были атрибутом дамы полусвета
Если женские чулки нередко скрывала длинная юбка, то мужские, как правило, были доступны взгляду. Существовала даже символика цвета чулок: в XV веке фиолетовые чулки с черными и белыми подвязками означали преданность, постоянство. А выражение «синий чулок» в XVIII веке было символом чудачества и обязано своим происхождением английскому ученому-ботанику Бенджамину Стиллингфлиту, носившему простые синие шерстяные чулки, даже когда его приглашали на светский вечер. В XVIII веке это прозвище закрепилось за дамами — любительницами ученых бесед в салонах и впоследствии стало нарицательным.
На протяжении XIX века чулки носят и мужчины, и женщины. Респектабельным дамам полагалось носить черные чулки, тогда как цветные были атрибутом дамы полусвета.
В последующие годы заметно совершенствуется техника изготовления чулок, появляются ажурные чулки, чулки с кружевом. Первые чулки из искусственного шелка были созданы в 1912 году. К этому времени уже широко использовались и резинка-подвязка, и пояс для чулок: поддерживающие резинки поначалу крепились к корсету, но ко времени Первой мировой войны пояс для чулок обрел тот вид, каковым он оставался на протяжении всего ХХ века.
Важнейшая веха в истории чулок — изобретение нейлона, особо прочного волокна, запатентованного концерном «Дюпон» в 1938 году. В конце 1950-х появилось волокно spandex (сейчас больше известное как лайкра), что позволило сделать чулки эластичными, безупречно облегающими ногу. Само название spandex — результат перестановки букв в английском слове expands — «тянется». И только в 1960-е, во времена рок-н-ролла, когда вошли в моду короткие юбки, появились колготки».
1 Ю. Демиденко «Краткая история чулок». Теория моды, № 2, 2006.