Мы уже рассказывали об этом явлении — предприниматели с помощью маркетологов пытаются придумать как можно больше уловок, чтобы воздействовать на ваши эмоции, мысли, ощущения и подтолкнуть к покупке вещей, которые на самом деле не нужны.
Наши коллеги из издания «Доктор Питер»
Приятная музыка
Тихая негромкая расслабляющая классика или джаз — такие мелодии создают определенный ритм, под который подстраивается мозг.
«Это вводит покупателя в некое подобие транса и снижает уровень критического мышления», — предупреждает социальный психолог Мария Зиновьева.
Вкусные запахи
Самый манящий — запах свежей выпечки, пройти мимо практически невозможно. В парфюмерном магазине будут пьянить ароматы туалетной воды, в мужских бутиках будет вкусно и дорого пахнуть кожей и кофе.
«Если вам понравится запах, то захочется „забрать его частичку“ с собой, — предупреждает психолог Зиновьева. — Между прочим, магазины даже заказывают исследования, чтобы выяснить, какой запах повысит потребность покупать их товар. И используют специальные ароматизаторы».
Если чувствуете счастье, радость, ожидание хорошего, легкую эйфорию — вами пытаются управлять
Расположение товаров на уровне глаз
Что увидел, то и купил, особенно если человек спешит, это работает практически безотказно. В такой момент важно притормозить и включить голос разума: в первом ряду, на уровне глаз стоят, как правило, товары, которые срочно надо продать — не самые свежие, не самые ходовые, не самые дешевые.
Продукты посвежее, как правило, располагаются в глубине полки, а подешевле — на нижних полках: покупатели скорее поднимут глаза наверх (а там продукты подороже), чем наклонятся.
Яркие ценники и акции с участием селебрити
«Обещание призов, использование узнаваемых личностей, заманивание статусными вещами — это манипуляция сознанием, — предупреждает психолог. — Это обращение к нашим неудовлетворенным потребностям».
Вот только от того, что вы купите какой-то йогурт, вы не станете ближе к своему кумиру. А яркие ценники не обязательно обещают скидку. Но на фоне обычных белых будут выделяться и вы скорее обратите внимание на товар «с красным ценником».
«Квадрат Декарта» — 4 вопроса, которые надо задать себе перед любой покупкой
Что я получу, если куплю это?
Что я потеряю, если куплю это?
Что я получу, если не куплю это?
Что я потеряю, если не куплю это?
Подарок от фирмы
Если вы продегустировали бесплатно 10 видов сыра или получили в подарок несколько пробников туалетной воды, то, скорее всего, купите что-то у этого продавца.
«Просто потому что почувствуете себя обязанным, — говорит психолог, эксперт в области НЛП Сергей Розанов. — Или же закроете глаза на завышенную цену, ведь этот продавец был так любезен и сделал вам подарок».
«Последний экземпляр»
Сергей Розанов называет это «правилом малого», когда вас убеждают, что товар дефицитный, сроки акции ограничены, и так далее. По такой же схеме действуют и объявления «не больше двух штук в руки» — сразу задумываешься, что ж это такое интересное, что люди скупают по несколько экземпляров.
«Индивидуальная скидка»
Всегда хочется думать, что вы такой уникальный покупатель и так здорово торгуетесь, что сумели «выбить» скидку в 10 процентов. Теперь-то можно и купить, даже если не очень надо, но по такой-то цене!
Огорчим, вам изначально озвучили завышенный ценник, в который заложена и выгода продавца. Все акции и скидки лишь приведут вас к реальной стоимости, но никак не к вашей выгоде.