Бесплатный сыр — только в мышеловке: как понять, что вами манипулируют в магазинах
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Мы уже рассказывали об этом явлении — предприниматели с помощью маркетологов пытаются придумать как можно больше уловок, чтобы воздействовать на ваши эмоции, мысли, ощущения и подтолкнуть к покупке вещей, которые на самом деле не нужны.

Наши коллеги из издания «Доктор Питер» поговорили с психологами и выяснили, с какими самыми распространенными хитростями вы можете столкнуться в любом магазине. Многие из них, кстати, берут свое начало в НЛП — нейролингвистическом программировании.

Приятная музыка

Тихая негромкая расслабляющая классика или джаз — такие мелодии создают определенный ритм, под который подстраивается мозг.

«Это вводит покупателя в некое подобие транса и снижает уровень критического мышления», — предупреждает социальный психолог Мария Зиновьева.

Вкусные запахи

Самый манящий — запах свежей выпечки, пройти мимо практически невозможно. В парфюмерном магазине будут пьянить ароматы туалетной воды, в мужских бутиках будет вкусно и дорого пахнуть кожей и кофе.

«Если вам понравится запах, то захочется „забрать его частичку“ с собой, — предупреждает психолог Зиновьева. — Между прочим, магазины даже заказывают исследования, чтобы выяснить, какой запах повысит потребность покупать их товар. И используют специальные ароматизаторы».

Если чувствуете счастье, радость, ожидание хорошего, легкую эйфорию — вами пытаются управлять

Расположение товаров на уровне глаз

Что увидел, то и купил, особенно если человек спешит, это работает практически безотказно. В такой момент важно притормозить и включить голос разума: в первом ряду, на уровне глаз стоят, как правило, товары, которые срочно надо продать — не самые свежие, не самые ходовые, не самые дешевые.

Продукты посвежее, как правило, располагаются в глубине полки, а подешевле — на нижних полках: покупатели скорее поднимут глаза наверх (а там продукты подороже), чем наклонятся.

Яркие ценники и акции с участием селебрити

«Обещание призов, использование узнаваемых личностей, заманивание статусными вещами — это манипуляция сознанием, — предупреждает психолог. — Это обращение к нашим неудовлетворенным потребностям».

Вот только от того, что вы купите какой-то йогурт, вы не станете ближе к своему кумиру. А яркие ценники не обязательно обещают скидку. Но на фоне обычных белых будут выделяться и вы скорее обратите внимание на товар «с красным ценником».

«Квадрат Декарта» — 4 вопроса, которые надо задать себе перед любой покупкой

  • Что я получу, если куплю это?

  • Что я потеряю, если куплю это?

  • Что я получу, если не куплю это?

  • Что я потеряю, если не куплю это?

Подарок от фирмы

Если вы продегустировали бесплатно 10 видов сыра или получили в подарок несколько пробников туалетной воды, то, скорее всего, купите что-то у этого продавца.

«Просто потому что почувствуете себя обязанным, — говорит психолог, эксперт в области НЛП Сергей Розанов. — Или же закроете глаза на завышенную цену, ведь этот продавец был так любезен и сделал вам подарок».

«Последний экземпляр»

Сергей Розанов называет это «правилом малого», когда вас убеждают, что товар дефицитный, сроки акции ограничены, и так далее. По такой же схеме действуют и объявления «не больше двух штук в руки» — сразу задумываешься, что ж это такое интересное, что люди скупают по несколько экземпляров.

«Индивидуальная скидка»

Всегда хочется думать, что вы такой уникальный покупатель и так здорово торгуетесь, что сумели «выбить» скидку в 10 процентов. Теперь-то можно и купить, даже если не очень надо, но по такой-то цене!

Огорчим, вам изначально озвучили завышенный ценник, в который заложена и выгода продавца. Все акции и скидки лишь приведут вас к реальной стоимости, но никак не к вашей выгоде.