Общественный нарциссизм
«Сладкая жизнь», Федерико Феллини, 1960
Бум нарциссических ценностей начался в послевоенные годы, когда острые общественные потрясения остались позади, а в настоящем царили одиночество и растерянность перед мирным временем. Психологический маятник качнуло от коллективных ценностей к индивидуальным особенностям.
Вспышка общественного нарциссизма отраженав сатирической «Сладкой жизни» — картине о светской скуке и праздной суете, о пустоте и блеске высшего римского общества, пропитанного безразличием и отчужденностью. Закончилась война, свершилось итальянское экономическое чудо, но комфорт и мирное время не принесли покоя.
Типичный нарцисс Марчелло живет с депрессивной Эммой, но ему настолько на нее плевать, что после ее попытки суицида он не остается ночевать дома. Его самооценка мечется из крайности в крайность: от «я гений» до «я ничтожество». Мечтая стать писателем, он временно работает колумнистом для желтой прессы. И чем дальше, тем труднее ему выбраться из «парника» общественного нарциссизма.
Патологический нарциссизм
«Круэлла», Крэйг Гиллеспи, 2021
Злодейку из Лондона, одержимую высокой модой и низкими замыслами сшить шубу из далматинцев, не всегда звали Круэллой. Родилась она с именем Эстелла, и мама воспитывала ее мягкой и милой, но все без толку: буллинг, исключение из школы, сиротство. Так, травма за травмой, зачатки светлой части уступили место тени.
Подобно тому, как в «черно-белой» прическе соединяются два цвета, внутри героини уживались нервная, травмированная, талантливая Эстелла и жестокая, эгоистичная, высокомерная Круэлла. Расщепление на абсолютное добро и такое же абсолютное зло свойственно нарциссической личности.
В итоге на пути к грандиозности героиня выбирает темную сторону, использует других для собственных достижений, демонстрирует надменность и жестокость, отказывается от эмпатии даже по отношению к друзьям-беспризорникам.
Деструктивный нарциссизм
«Исчезнувшая», Дэвид Финчер, 2014
Драма человека с нарциссическим нарушением родом из детства — причина ее в том, что родители видят ребенка не таким, какой он есть, а таким как им хочется, чтоб он был. Точный пример — родители Эмми Дан. Детские психологи сделали собственную дочь материалом для бестселлера, где восхваляли превосходную и одаренную чудо-девочку, ту, кем хотели видеть дочь.
Образ «изумительной Эмми» символизирует идеализированное «ложное Я», в то время как за тяжелыми доспехами недостижимого совершенства спряталось маленькое и уязвимое «истинное Я».
Эмми чувствует себя фальшивой и лишенной любви, супруг ей нужен в качестве зеркала, чтобы отражать ее ложный блеск и превосходство. Но лишь до первой измены. Эмми выстраивает хитрую схему, чтобы отомстить: она планирует покончить с собой, выставив убийцей мужа, в наказание за то, что он выбрал другую.
Нарциссическая перверсия
«Стыд», Стив МакКуин, 2011
Эротоман и сексоголик Брэндон страдает компульсивной сексуальностью. Не в состоянии открыться и довериться кому бы то ни было в чувственном плане, он пытается утолить свой голод физически, заполнить пустоту и дискомфорт сексом, но ненасытность его разрушает.
Французский психоаналитик Поль-Клод Ракамье называл нарциссическую перверсию способом психической защиты от внутренних конфликтов путем повышения собственной значимости за счет окружения. Герой не способен на отношения: единственная в фильме попытка чувственной связи с сексуальным партнером приводит к фиаско в постели. У него нет эрекции, но это говорит скорее об эмоциональной импотенции.
Нарциссическое расширение матери
«Черный Лебедь», Даррен Аронофски, 2010
Нарциссические родители, не сумев воплотить свои мечты, стремятся реализовать их с помощью детей. Они воспринимают ребенка не как отдельную личность, а как собственное продолжение.
Яркий пример — героиня Эрика Сейерс — балерина, которая забросила карьеру после рождения дочери. С одной стороны, она ждет от ребенка успеха, которого не достигла сама. С другой стороны, она ни за что не допустит, чтобы дочь одержала победу в этой конкуренции между ними.
Такие противоречивые послания сохраняют тотальное слияние матери и дочери: Нина не способна на самостоятельные шаги, нуждается в вечном одобрении и любви. Когда у нее появляется шанс заполучить роль в «Лебедином озере», она обнаруживает, что ей недостаточно одабриваемого мамой образа белого лебедя. Девушке предстоит познакомиться с черным лебедем внутри себя.
Она не в силах противиться внутреннему расщеплению на сексуальную уверенную Лили и инфантильную закомплексованную Нину. Белый и черный лебедь вступают во внутренний конфликт, один символизируют нарциссизм жизни, другой — нарциссизм смерти. Впереди схватка не на жизнь, а на смерть.
Здоровый нарциссизм
«Большая игра», Аарон Соркин, 2017
На пути карьеры, роста и достижений сложно обойтись без здорового нарциссизма. Любопытный пример — основанная на реальных событиях история Молли Блум. В 12 лет блестящая ученица и подающая надежды лыжница перенесла несовместимую со спортивной карьерой операцию, но вскоре вернулась на снежный склон. К 24 годам она добивается невероятных успехов, но ломает позвоночник.
Судьба олимпийской чемпионки безвозвратно оборвалась. Безжалостная вера в свою исключительность, стремление к успеху, власти и богатству позволяет Молли стать «принцессой покера» — тайной покровительницей азартного мира богатых и знаменитых. Чего ей все это стоит — она рассказывает в финале своему авторитарному отцу-психологу.
Об авторе
Юлия Новоселова — психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист. Ее