«Влюбись в меня, если осмелишься»
Режиссер Ян Самюэль, 2003
Фильм, заявленный как романтическая комедия, по закону жанра должен бы быть веселым. Но глядя, как двое влюбленных стараются ужалить друг друга побольнее, смеяться совсем не хочется. Невинные розыгрыши постепенно перерастают в нелепое соперничество, только у победы слишком горький вкус.
Все началась с красивой коробки — она достается тому, кто выполнит очередное задание. «Правила игры остались прежними, но то, что в детстве выглядело как шалость, стало больше похоже на извращение». Жульен (Гийом Кане) изводит Софи (Марион Котийяр), она изводит его, и оба страдают от каждого выигранного пари.
Глупая ссора, свадьба «назло», бессмысленный риск и новое пари. Герои расстаются на десять лет, и все это время их мучительно тянет друг к другу. Они не замечают, что разрушают судьбы других людей, главное — ни в коем случае не прерывать игру, ведь иначе жизнь утратит остроту. На кону драгоценный приз, та самая красивая коробка из детства, а остальное неважно.
«Последнее танго в Париже»
Режиссер Бернардо Бертолуччи, 1972
Полвека назад в родной Италии великого Бертолуччи обвинили в распространении порнографии и на пять лет лишили гражданских прав за фильм, признанный шедевром мирового кинематографа. В то время его работу посчитали чересчур откровенной, провокационной, балансирующей на грани сексуальной девиации.
Поль (Марлон Брандо), стареющий мужчина, переживший глубокую личную драму, вступает в связь с юной Жанной (Мария Шнайдер). Он ведет себя как классический психопат-абьюзер: отказывается назвать свое имя и не хочет знать, как зовут ее, всячески оскорбляет и унижает. Как ни странно, девушка принимает его правила.
Она ищет с ним встречи, и, когда это случается, вползает в квартиру на четвереньках, демонстрируя мужчине полное подчинение. Ей явно нравится новая роль раскованной женщины. Жанна переносит на любовника образ отца, сильного, властного и жестокого. Ей хочется душевной близости, и, получив жалкие крохи тепла, она приходит в восторг. Но Поль грубо ее отталкивает, и она уходит, чтобы снова вернуться и пережить боль.
«Ночной портье»
Режиссер Лилиана Кавани, 1974
В 1974 году фильм Лилианы Кавани вызвал бурю гневной критики. Его называли плодом больного воображения, отвратительным, дерзким, излишне натуралистичным… А люди часами стояли в очереди, чтобы попасть на сеанс. В России картину официально допустили к прокату только в начале 1990-х. Зрители выходили из кинозалов потрясенными: настолько шокирующей оказалась обещанная «скандальная эротика».
«Здесь нет ни капли романтики», — произносит главный герой Макс (Дирк Богард), в прошлом эсэсовский офицер, теперь скромный ночной портье с потухшим взглядом. Ее действительно нет, есть история патологической взаимной привязанности жертвы и палача.
1957 год. Эффектная красавица Лючия (Шарлотта Рэмплинг) сопровождает своего супруга, блестящего американского дирижера, на гастролях в Вену. И внезапно видит за стойкой роскошного отеля своего бывшего мучителя из концлагеря. Казалось, все забыто, но болезненное влечение вспыхивает с новой силой. Она бросает мужа и благополучную жизнь, чтобы снова окунуться в омут губительной страсти.
«Горькая луна»
Режиссер Роман Полански, 1992
Критики нещадно ругали Полански за излишний мелодраматизм, аморальность и желание воплотить на экране собственные извращенные склонности. Тем не менее многие смотрели и продолжают смотреть его «Горькую луну» на одном дыхании.
Английская пара, слегка скучающая в добропорядочном браке, путешествует на морском лайнере. Муж, очарованный шикарной француженкой Мими (Эммануэль Сенье), явно не прочь завести интрижку. Однако ее странный супруг Оскар (Питер Койоти) предостерегает его от опрометчивого шага и начинает грустную исповедь.
Он, неудачливый, но состоятельный американский писатель, познакомился в парижском автобусе с девушкой, которую не может забыть. Однажды, сидя в кафе с очередной подружкой, он поднимает глаза на официантку и узнает свою колдунью. Их охватывает безудержная страсть, но нежные ласки быстро теряют вкус и секс постепенно переходит в БДСМ. Вскоре наскучивает и это, им больше нечего дать друг другу.
Присутствие Мими раздражает Оскара, но она униженно умоляет позволить ей остаться. Тот соглашается и превращает ее жизнь в ад: встречается с другими женщинами, издевается над ее внешностью, говорит гадости, заставляет сделать аборт. Наконец ему удается отделаться от навязчивой подруги, но самое страшное впереди. После несчастного случая Оскар становится беспомощным калекой, и Мими берет реванш.
«Мой король»
Режиссер Майвенн Ле Беско, 2015
От французского кино о любви ожидают легкости, тонкого юмора, сентиментальной романтики и непременно счастливого финала. Этот фильм ломает клише: одних он бесит, других заставляет рыдать, третьих — недоуменно пожимать плечами. Потому что на самом деле он о тяжелой зависимости, которую часто принимают за великую любовь.
Начало глубоко метафорично: женщина судорожно переводит дыхание и отчаянно срывается с вершины горы по крутому лыжному спуску. Позже выясняется, что в тот день она сильно повредила колено и теперь нуждается в длительной реабилитации. Несколько месяцев ей предстоит восстанавливаться после сложной травмы и одновременно собирать себя по кусочкам после отношений, которые причинили столько боли. Кто же был рядом с ней столько лет?
«Я не мерзавец, я король мерзавцев», — говорит главный герой Джорджио (Венсан Кассель), откровенно любуясь собой. В эту фразу уложилась вся его сущность.
Типичный нарцисс, искусный манипулятор, человек-праздник, который не может жить без эпатажа и ярких сцен. Он притягивает Тони (Эмманюэль Берко) своей обаятельной непосредственностью и кажется неподдельно искренним. Но это коварная ловушка, и, похоже, из нее не выбраться никогда.