1. «Собиратель душ»
Режиссер: Осгуд Перкинс
«Длинноногий» (дословный перевод оригинального названия фильма — Longlegs) серийный маньяк (Николас Кейдж) годами заставляет семьи убивать друг друга. Как именно он это делает — неясно, но тем не менее именно он становится связующим звеном в жутких преступлениях. Найти убийцу поручают агенту ФБР Ли Харкер (Майка Монро). Благодаря сверхъестественным способностям она быстро выходит на след, но, кажется, дело не в экстраординарной интуиции, а в некой связи Ли со злодеем.
Позиционирующийся как фильм ужасов, «Собиратель душ» начинается как мистический детектив, а завершается психологической драмой, размышляющей о последствиях взросления в дисфункциональной семье. Кино Осгуда Перкинса не пугает — оно гипнотизирует, забираясь в самые темные уголки памяти и выманивая жуткий секрет наружу. Спасения ждать неоткуда — вера не поможет. Зло неискоренимо.
2. «Два, три, демон, приди!»
Режиссеры: Дэнни и Майкл Филиппу
Подростки из небольшого австралийского городка по вечерам собираются вместе, чтобы с помощью специальной керамической руки и фразы «Поговори со мной» (Talk to Me — оригинальное название фильма) впустить в себя на пару минут настоящего призрака. Участники не определились, взаправду ли в основного игрока вселяется дух, но когда на зов является призрак умершей матери гостьи вечеринки, всем становится не до развлечений.
Режиссерский дебют Дэнни и Майкла Филиппу выгодно отличается от типичных подростковых хорроров оригинальным посылом. Фраза «Поговори со мной», с которой персонажи фильмы обращаются к загробным жителям, является ключом для понимания происходящего. Если замалчивать проблемы, не обсуждать беспокоящие переживания и игнорировать признаки депрессии, травмирующий опыт превратится в проклятие — невозможно предугадать, кто станет следующей целью недуга.
3. «Солнцестояние»
Режиссер: Ари Астер
Американские студенты-антропологи отправляются в шведскую глубинку на традиционный праздник Midsommar (День летнего солнцестояния), корни которого уходят в язычество. Ребятам предстоить изучить древние обряды и мистические ритуалы, свойственные этому дню (друзья даже сражаются за право написать книгу), но по прибытии выясняется, что справиться с увиденным проблематично. Сложнее всего приходится недавно потерявшей родителей Дэни (Флоренс Пью).
Незаходящее за горизонт солнце (типичная ситуация для полярных дней на севере), умиротворяющие луга с полевыми травами, яркие аутентичные костюмы — психоделический триллер Ари Астера не вписывается в канон классических темных, клаустрофобных ужасов. Режиссер, используя свет, погружает зрителя в метафорическую глубинную тьму человеческого сознания — ту, из которой выбраться намного сложнее.
4. «Шепоты мертвого дома»
Режиссер: Винсент Грэшоу
Покинувшие отчий дом дети фермера приезжают проведать отца и брата, но встреча проходит холодно. Глава семейства Иосий видел нечто странное накануне (What Jisiah Saw — оригинальное название картины), из-за чего ведет себя странно. Семейные узы хранят ворох жутких тайн, за которыми спрятаны нездоровые отношения, и злой рок, годами преследующий семью, в момент их настигает — пришло время искупать вину. Правда грехи просто так не отпускаются: придется расплатиться самым ценным.
Упадок, гниение, безумие — гнетущая атмосфера готического слоубернера, где бескомпромиссное несчастье мешается с мутной пылью дорог южных штатов, сразу настраивает на ощущение неизбежности. Заранее ясно, что произойдет нечто ужасное: цыганские предсказания, библейские видения, дурные приметы и предчувствие надвигающейся беды тревожат, сковывают, страшат. Невероятно, но не смотря на липкую тягучесть, кино хочется смаковать.
5. «Род мужской»
Режиссер: Алекс Гарленд
Пережив смерть мужа, молодая вдова Харпер (Джесси Бакли) уезжает из Лондона, где произошла трагедия. Чтобы прийти в себя, женщина решает провести некоторое время на природе – ей кажется, что в тихой английской глубинке можно отвлечься от грустных мыслей. Ежедневные прогулки и правда идут Харпер на пользу, но однажды она находит загадочный тоннель, после посещения которого ее начинают преследовать мужчины с одинаковым лицом.
Алекс Гарленд всегда строит свои фильмы на противопоставлении мужского и женского миров — в «Роде мужском» эта концепция возведена в абсолют. Однако прямолинейное наставление бежать от абьюзивных отношений здесь изящно обрамлено языческими традициями — по сути, Астер сделал дословную экранизацию постулатов неорелигии Викка, основанной на почитании «содержащей в себе абсолютно все» Богини. Получилось чарующее кино, кричащее голосами множества неуслышанных женщин.