Герман Роршах в детстве мечтал стать художником — однако, несмотря на некоторые успехи в творчестве и пример отца, работавшего учителем рисования, Роршах поступил в медицинский университет. В 25 лет он сдал экзамен и стал врачом — уже в этом статусе швейцарец стал полноценно изучать психоанализ, попутно пробуя применить в своих исследованиях изобразительное искусство.
Результатом таких стараний стал знаменитый тест Роршаха — в нем человеку нужно посмотреть на абстрактные изображения и попытаться понять, что именно он на них видит: пейзаж, человека, часть тела, животное или что-то другое. Ответы, как доказал Роршах, могут многое сказать о личности — например, определить его темперамент и характер, выявить метальные заболевания и даже скрытые таланты.
За свою короткую жизнь — исследователь скончался от перитонита в возрасте 37 лет — Роршах успел написать несколько крупных научных трудов, в которых последовательно и подробно описал эксперименты с рисунками, собственные доводы и тонкости в расшифровке результатов. Некоторыми интересными наблюдениями Германа Роршаха делимся и мы — в них психиатр раскрыл секреты запоминания сновидений, особенности поведения людей с депрессией и подсказки, как найти скрытые в себе таланты.
Цитаты
«Восприятие объектов становится возможным в результате того, что ощущения, или группа ощущений, пробуждают в нас образы воспоминаний, связанных с какой-либо образовавшейся ранее группой ощущений. Восприятие представляет собой ассоциативное приравнивание имеющихся у индивида энграмм, или образов памяти, к только что возникшему комплексу ощущений».
«Предрасположенность к таланту — еще далеко не талант. Только та мощная, руководимая целевым представлением и в свою очередь сама создающая целевые представления аффективная захваченность, которую мы называем влечением (или желанием, или либидо), делает из предрасположенности талант. Только это влечение и способно из потенциальных задатков, имеющихся внутри определенного типа переживаний, сформировать проявляющийся талант, а одновременно и созидательную тенденцию».
«Различия между восприятием и истолкованием являются по своей природе индивидуальными и количественными, а вовсе не принципиальными и не универсальными. Из этого следует, что истолкование может являться лишь особым случаем процесса восприятия».
«Веселое настроение обогащает тип восприятия (если игнорировать участие других факторов), депрессивное — ухудшает»
«Склонность погружаться в собственные мысли, уходить в себя, несомненно, является общечеловеческим качеством, которое, как и все другие психические функции, представлено в самых разнообразных вариациях во взаимосвязи со всеми другими функциями».
«Есть прекрасное средство для запоминания сновидений: просыпаясь, оставаться неподвижным, чтобы движущиеся персонажи из сновидений не исчезли в результате произведенных нами реальных движений. Это средство обладает огромной эффективностью, если только его не уничтожит другой, действующий противоположно сфере бессознательного принцип сознательного самоконтроля, то есть поспешное обращение за помощью к целенаправленному вниманию. Так что лучше просто лежите и сохраняйте спокойствие. Одного этого будет вполне достаточно, чтобы отсечь все реальные движения».
«Факторы богатой психической жизни (факторы внутренней жизни, факторы души), с их, по-видимому, главным инструментом — чувствительностью к движению, не совместимы с реальным движением, действительно осуществляемым в жизни».
«Формирование ассоциативной установки является бессознательно протекающим феноменом, относящимся к интеллектуальной сфере, а концентрация является в первую очередь аффективным, к тому же волевым феноменом»
«Типу переживания свойственна определенная стабильность, что все его временные расширения и сужения являются явлениями, которые за относительно короткое время (возможно, это будут часы или — самое большее — несколько дней; при патологических расстройствах настроения это займет гораздо больше времени) посредством сужения или расширения типа переживания опять возвратятся к своей привычной широте».
«Неспособность к активной деятельности при депрессии имеет особенный характер: она противоположна волевым усилиям, затрачиваемым на осуществление сложной работы, я имею в виду присущее депрессивным людям неизменное, непреодолимое чувство собственной несостоятельности. Приходящие им в голову ассоциации кажутся глупыми и банальными; депрессивный человек ощущает свою неспособность заниматься творческой деятельностью, доверяя себе только монотонную, рутинную работу».