Психиатр, психотерапевт

У меня есть диагнозы пограничного расстройства личности, депрессии и неконтролируемая агрессия. Психиатр наблюдает и корректирует мое лечение препаратами. Я человек, который живет в своей голове. Меня никогда не понимали мои близкие люди, поэтому я всегда влюбляюсь только в знаменитых людей, в кумиров, которые как будто меня понимают, а я по-настоящему понимаю их. 

Влюбляюсь настолько, что реальный мир перестает существовать. Я иду на кухню, спрашиваю: «Заварить ли тебе чай?», в голове воспроизвожу его голос и отвечаю себе: «Нет. Налей мне виски». В душе мы тоже моемся «вместе», иногда обнимаясь и целуясь там же. Спать я ложусь, «обнимая» этого человека: желаю ему спокойной ночи, придумываю разговор перед сном — иногда вслух, иногда в голове. И, засыпая, представляю, как утыкаюсь в его или ее шею и вдыхаю запах родного и любимого человека. 

Если это важно, то живу я одна. У меня есть животные, работа, мама. Я иногда рисую, иногда пишу рассказы. В своих снах я не отдыхаю: там как раз создаются такие «фильмы», после которых я еще отхожу пару дней, чтобы вернуться в реальность. Сплю почти все время. 

Психологи, психотерапевты, психоаналитики, с которыми я работала, дают лишь временный эффект, который заканчивается, как только я покидаю их кабинет. Сейчас есть только лечение препаратами и предложение лечь на стационарное лечение, что меня совсем не радует.

Билли, 26 лет

Билли, спасибо за ваше письмо. Мне жаль, что несмотря на значительные усилия, которые вы уже приложили — обратились к специалистам, знаете свои диагнозы и соблюдаете рекомендации, вы плохо себя чувствуете. Мне хотелось бы поддержать вашу решимость взять под контроль ваше состояние.

Понимаю, что перспектива госпитализации в больницу, в том числе в психиатрическую, мало кого может обрадовать. Но тем не менее важно рассмотреть потенциальную пользу такой меры и риски отказа от нее.

Я начну с комментария по поводу тех проблем, которые вы описываете, и вариантов их оценки с психиатрической точки зрения, а затем перейду к обсуждению доступных режимов и методов лечения. Такая систематизация должна помочь вам рассмотреть различные и, к сожалению, не всегда простые пути решения актуальных проблем.

Итак, прежде всего вы описываете свою привычку погружаться во внутренний мир, когда «реальный мир перестает существовать»

Вы «влюбляетесь в известных людей» и ведете с ними мысленные диалоги. Не возьмусь однозначно интерпретировать описанные вами явления. Это могут быть фантазии, которые поддерживают вас, человека очень творческого, в непростой ситуации — и тогда основное внимание врач направит на те факторы, которые заставляют вас «выпадать из реальности». Или эксцентричные идеи, которые нарушают последовательный и логичный ход ваших мыслей — и тогда они сами по себе и станут объектом медикаментозного вмешательства.

Также вы отмечаете постоянную сонливость, которая может быть как частью симптомов психических расстройств или нарушений ночного сна, так и побочным эффектом от приема препаратов. Но и в том, и в другом случае получается, что то лечение, которое вы получаете сейчас, нуждается в коррекции. 

Кроме этих характеристик вашего состояния есть еще депрессия, которую вы упоминаете в ряду диагнозов, и пограничное расстройство личности. Они могут проявляться очень разнообразными симптомами и вносить вклад в общую картину вашего настоящего состояния. 

Рассмотрим дальше доступные вам форматы лечения. Их два основных и один дополнительный: 

  1. Стационар — это возможность повторно и часто более разносторонне обследовать вас (сделать больше анализов, тестов, инструментальных исследований). Возможность в режиме реального времени наблюдать за вашим поведением и реакцией на препараты, достаточно безопасно и быстро снижать и наращивать их дозировки. 

  2. Уже знакомое вам амбулаторное лечение — оно позволяет без отрыва от повседневной деятельности подбирать терапию, плавно менять схемы приема препаратов, проходить регулярные обследования, получать длительное психотерапевтическое лечение у одного и того же специалиста. 

  3. Дневной стационар — ежедневное посещение отделения днем. Здесь возможно проведение достаточно интенсивных лечебных мероприятий, при этом вы ночуете в привычной домашней обстановке. Это вариант я охарактеризовала как «дополнительный», так как доступен, к сожалению, не во всех учреждениях. 

Для принятия решения вам стоит вместе с лечащим врачом провести «ревизию» текущего лечения, оценить риски продолжения его в амбулаторном формате, возможность пребывания в дневном стационаре, согласовать ожидания от потенциального обращения в больницу.

Отдельного внимания заслуживает обсуждение достижений, неудач, перспектив вашей прошлой психотерапии и того, какой формат может подойти вам на сегодняшний день. 

Искренне желаю скорейшего облегчения вашего состояния.