Здравствуйте, меня зовут Кирилл, и я не могу чувствовать любовь к своим родным и близким, к окружающим. Не могу сочувствовать им — лишь иногда, очень редко. У меня много приятелей, но у меня не было и нет ни единого близкого друга.
Кирилл, 13 лет
Доброго дня вам, Кирилл. То, что вы пишете, — это глубокий самоанализ. Вы человек, который способен рассуждать о своих действиях и состоянии. И у меня это вызывает искреннее уважение. Вам всего 13 лет, а вы уже задаетесь вопросами, над которыми и в 40 лет размышляют лишь единицы. Это говорит о том, насколько вы вдумчивый, а отнюдь не безразличный, как вы о себе пишете.
Мне хотелось бы побольше узнать о вас. Например, скажите, как вы обходитесь со своими собственными переживаниями? Бывает ли, что вы сочувствуете самому себе, принимаете свою грусть, злость, обиду? Или стараетесь их не показывать окружающим и не замечать в самом себе? А может быть, вы даже сердитесь на себя в минуты, когда накрывают какие-то эмоции?
Мы не можем относиться к другим лучше, чем умеем относиться к самим себе. Если мы не в контакте со своим внутренним миром, то посочувствовать близким для нас крайне сложно
Так работает наш мозг. За все эмоции — и те, которые мы считаем хорошими (радость, интерес, восторг), и те, которые называем негативными (злость, обида, грусть) — отвечает лимбическая система. И нельзя отказаться только от тех эмоций, которые мы не хотим в себе видеть. Отключаясь от одних, мы теряем способность испытывать и другие, ведь мы становимся невосприимчивы к сигналам лимбической системы в целом.
Что касается способности сочувствовать, проявлять эмпатию к близким, то здесь задействована такая часть мозга, как зеркальные нейроны, которые позволяют нам «считывать» состояние другого человека и буквально на себе ощутить, что сейчас чувствует этот другой.
Вы видите проявление каких-то чувств у родственников, может быть, распознаете их на уровне интеллекта: «Брови и уголки губ опущены — похоже, она чем-то расстроена». Но если свои эмоции вы стараетесь игнорировать, то вам сложно вжиться в состояние другого человека и соотнести его с тем, как бы себя чувствовали вы, будь у вас такие же мимика, поза тела, тон голоса.
Читая ваше письмо я, честно признаться, ощущаю, что в нем есть другой, не заданный вами вопрос: «Почему я ничего не чувствую? И по отношению к близким, и в отношении себя»
Предположу, что вы не говорите о своих переживаниях не только с приятелями, которые для вас не настолько близки, но даже и с родителями. Возможно, у вас нет близкого друга, поскольку вам сложно доверять другим людям, вы привыкли полагаться только на самого себя? Окружающие чувствуют вашу настороженность и не идут на сближение, не желая навязываться, не заводят разговоры на темы, которые можно обсудить только с тем, кто безопасен, открыт. Если вы хотите разобраться, как между людьми складываются надежные взаимоотношения, посмотрите
Я многого не знаю о вас. Но могу точно сказать, что первый человек, который нуждается в вашем внимании, поддержке, сочувствии, — это ваш главный друг, вы сам. Если в вашем детстве были ситуации, когда вам было сложно, грустно, тревожно, и вы не встретили поддержки взрослых, то об этом стоит поговорить или с родными, или с психологом — с тем, кому вы сможете доверять.
И еще что хочется сказать напоследок — у нас нет плохих и хороших чувств. Они все нам нужны в равной степени
Злость помогает защищать личные границы, отстаивать свои ценности и уверенно идти к намеченной цели. Печаль помогает принять то, что мы не в силах изменить, что ушло безвозвратно, и нашему организму необходимо, чтобы мы поплакали в трудные минуты, в этом нет ничего стыдного. Радость нужна, чтобы мы умели сами замечать свои успехи и наслаждаться хорошими событиями, чувствовать жизнь во всех красках и за счет этого справляться со сложностями.
Список можно продолжать. Важно одно: все эмоции не зря заложены в нас природой. И каждая имеет право быть. А значит, и вам можно злиться, расстраиваться, плакать, радоваться, надеяться, любить. Да, это делает вас более уязвимым, но только так можно чувствовать себя по-настоящему живым и счастливым.