Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Психолог, телесно-ориентированный психотерапевт. Использует в работе психоаналитическую базу и символдраму
Проблема в том, что я очень чувствительный человек. С детства меня сильно задевают обидные слова, критика, попытки в чем-то упрекнуть.
Я по характеру тихая и мечтательная, особо не заводила друзей, просто не стремилась к этому. Со школы были две подруги: одна постоянно пыталась меня высмеять, другая просто оставалась всегда безразличной. Единственные друзья, с которыми мне реально было хорошо, были по переписке.
Раньше у меня была очень низкая самооценка, я плакала, когда кто-то выставлял напоказ мои недостатки. Например, когда учительница при сдаче экзаменов ни у кого не уточняла, взяли ли они ручки и паспорта, и только у меня спросила — ведь я же невнимательная, обязательно забуду.
На это наложилась гиперопека родителей, постоянные упреки вместо поддержки. Запомнился такой момент: я ходила на секцию по спортивному туризму, и мама однажды приехала меня встретить. Она наблюдала за тренировкой. После того как я вышла к ней, я увидела, что она очень грустная и серьезная. Я начала переживать, что случилось что-то плохое, раз она так расстроена. Всю дорогу я шла в тишине и нервничала, что сейчас услышу что-то ужасное, и где-то на полпути она сказала, что ей очень стыдно за меня, так как я слабая и не могу даже на середину скалодрома залезть. Мне было очень обидно, это было несправедливо — я ходила туда всего неделю.
После колледжа я нормально проучилась только один курс, потом начались проблемы со здоровьем. Я начала ходить по врачам, и через несколько месяцев выяснилось, что у меня депрессия. От родителей я это скрывала. Потом я легла в больницу и там нашла парня (иронично). Наконец я почувствовала, что кому-то нужна.
Что касается работы, то мне попадались разные коллективы, люди везде были адекватные, только одна начальница была с синдромом бога. Постоянно рассказывала про свое тяжелое прошлое, хотя вообще-то никто не просил. Постоянно кошмарила именно меня, доводя до истерик. В конце концов просто уволила со словами, что такой «треш» она еще не видела. Прошло где-то полгода, а у меня до сих пор иногда всплывает это в памяти, внутри все закипает, реально хотелось ее придушить. С тех пор отвечаю двойной агрессией на любое оскорбление, стараюсь яростно отстаивать границы, иногда даже руки чешутся ударить.
Сейчас новый коллектив: две женщины в возрасте, одна из которых озлоблена на всех. Общается со мной как с глупой маленькой девочкой, постоянно грубит. Грублю в ответ, чтобы не чувствовать обиду. Сама бы я лучше сейчас училась, а не работала, так как мне очень тяжело, нет ни на что сил. Но работаю, потому что семья небогатая и потому что не хочу больше жить с родителями.
Честно говоря, я бы хотела вообще никак не воспринимать слова окружающих. Мне иногда кажется, что я вообще не заслуживаю, чтобы со мной обращались хорошо, поэтому даже от парня, которого очень люблю, жду внезапного ножа в спину. Справиться с этим самостоятельно я не могу, хотя пыталась, читала литературу, вела дневник. К психологу не могу пойти, так как у меня нет денег, зарплата — копейки.
Диана, 21 год
Диана, здравствуйте!
Я прочитала ваше письмо и долго думала, что вам написать в ответ. Мне хочется вам сказать, что ваша история у меня вызвала огромный отклик в сердце и много сочувствия. То, что вы пережили в детстве, — это невероятно больно. Кроме боли, в ваших словах много и других эмоций — обида, злость, чувство огромной несправедливости и недоверия.
Вы пишете, что не хотите, чтобы вас как-то трогали слова окружающих. И в этом крике души я чувствую много страдания. Чтобы не ощущать боли, вы готовы отказаться от важной своей части — чувствующей и уязвимой, — заглушить ее. Мы так устроены, что невозможно переживать только хорошие чувства. Они выдаются нам «полным пакетом». Если эмоции заглушаются, то все сразу.
Депрессия и апатия, о которых вы пишете, — как раз то, что защищает вас от чувств, приглушая их
Однако, уменьшая боль, мы лишаемся и жизненности, способности радоваться.
Мне бы хотелось вам дать простые и понятные рекомендации, а также пути решения, но пошаговые списки и упражнения — это не то, что вам поможет. Ваш путь — более долгий и сложный.
В вашей душе много боли. И в вашей истории жизни много опыта, который стал причиной этого. Вы описали несколько воспоминаний, где столкнулись с обесцениванием, отвержением и агрессией. То, что вы пишете про реакцию мамы на тренировку, вызывает невероятное сочувствие к вам. Для ребенка это травматично. И я могу предположить, что это не единственная история, где вы переживали такое отношение. Вероятно, это та атмосфера, в которой вы выросли.
Нормальное здоровое ощущение «со мной все в порядке» возникает из принятия ребенка родителем таким, какой он есть. Из вашего письма у меня сложилось ощущение, что для вашей мамы был важен «идеальный образ». И пытаясь соответствовать ему, вы стремились заслужить любовь мамы. Но быть идеальным невозможно. И поэтому внутри возникает ощущение ненужности, которое позже проявляется в любых других отношениях — с друзьями, коллегами и партнерами.
И сейчас вам будет важно не только прожить все воспоминания, с которыми связано много горя, боли и обиды, но и выстроить ощущение собственных опор. В одиночку это очень сложно. Поэтому я бы рекомендовала вам найти психотерапевта, который сможет работать с вами какое-то время бесплатно или за небольшую оплату (такие варианты найти возможно).
Вам может помочь уже само присутствие другого человека, который даст вам опыт надежных терапевтических отношений и поддержки
Также у вас в жизни сейчас есть отношения, надежные и поддерживающие. Они тоже могут стать вам опорой. Но я понимаю ваше недоверие, вы имеете на него право — ваш предыдущий опыт невозможно стереть.
И действительно, мы никогда не можем получить гарантии, что нас не предадут и не отвергнут. Но важно разделять прошлое и те реальные отношения, которые у вас есть сейчас. Они могут быть неидеальными, моментами огорчать вас и разочаровывать, но пробуйте видеть в них хорошее — принятие и поддержку.
Пробуйте принимать от другого то, что он видит в вас хорошего, в том объеме, насколько вы честно и искренне способны принять. Возможно, вы уже сейчас сможете найти в своем окружении и других людей, которые проявляют к вам доброту и принятие. Это не обязательно близкие друзья, это может быть человек, с которым была единственная встреча, поддержавшая вас и порадовавшая.
Конечно, ничто не заменит того, что вы уже не получили в детстве, но уже во взрослом возрасте вы можете увидеть, что и по-другому — тоже можно.
Постепенно, находя ощущение «со мной все в порядке», вы сможете по чуть-чуть присваивать его себе. Но будьте внимательны, бережны к себе и терпеливы. Я от души желаю, чтобы у вас все получилось!