Само слово «рак» заставляет многих испытывать тревогу. Истории звезд, у которых обнаружили онкологическое заболевание, или просто знакомых, соседей заставляют нас беспокоиться о собственном здоровье.
Однако иногда тревога перерастает в настоящую фобию. Навязчивые мысли не отпускают ни на минуту и заставляют во всем видеть источник опасности: в мобильных телефонах, посещении солярия, плохой экологии. Как избавиться от этой фобии?
«Не бойтесь думать о своих страхах»
Юлия Захарова, клинический психолог
Страх заболеть онкологическим заболеванием называется «канцерофобия». Во многом он оправдан, ведь онкозаболевания входят в число самых распространенных причин смерти. Но как и любые другие фобии, этот страх иррационален и преувеличен. И человек, страдающий фобией, это понимает.
Канцерофобии чаще подвержены женщины. Как правило, отправной точкой становится смерть от рака близкого человека, знакомого, а иногда просто известного человека. Примеряя ситуацию на себя, люди думают: «Вдруг это случится со мной?» У некоторых может развиться страх умереть от онкозаболевания и, как следствие, сильное желание защитить себя. Делать это можно по-разному.
Регулярные диспансеризации, отказ от вредных привычек, соблюдение режима питания и отдыха, занятия спортом — все это разумные меры защиты. Если размышления о смертельной болезни подталкивают человека позаботиться о себе, то это вполне здоровая реакция на такую ситуацию. Но в большинстве случаев поведение при канцерофобии никак не оздоравливает человека. Оно может ограничивать его активность, становиться навязчивым и изматывающим. Так или иначе, это поведение направлено на то, чтобы снизить тревогу. Каким оно бывает?
Избегание опасности
Часто люди с канцерофобией избегают ситуаций, которые каким-то образом связаны с онкозаболеванием. Избегание может проявляться по-разному:
1. Иногда человеку удается так выстроить жизнь, чтобы не контактировать с объектом фобии (например, не ходить в солярий, переехать подальше от ЛЭП). Но список причин, которые влияют на возможность появления онкозаболеваний, неуклонно растет.
Желтая пресса в погоне за вниманием публики пестрит заголовками — как себя вести, чтобы не заболеть раком: «Вот что обнаружили ученые: рак вызывает...». В результате человек с канцерофобией начинает чувствовать себя загнанным в угол — кажется, что опасно все.
2. Отказ от медицинских обследований из страха, что обнаружится болезнь.
3. Избегание людей с онкозаболеваниями.
4. Человек старается не думать о возможности заболеть, отгоняет от себя такие мысли. И в результате оказывается в ловушке.
С одной стороны, чтобы не заболеть, он должен думать о мерах предосторожности, с другой стороны — боится такими мыслями «притянуть» к себе плохое. И если человеку, страдающему канцерофобией, на глаза попадается что-то, содержащее корень «онко», он пытается тут же подавить эти мысли или переключиться на что-то другое.
Попытки снизить тревогу
Избегать ситуаций, связанных с онкозаболеваниями, удается далеко не всегда. В этом случае в дело идут другие стратегии, направленные на снижение тревоги:
1. Поиск информации о причинах заболевания, новых исследованиях в этой области.
2. Постоянное «сканирование» своего организма, отслеживание «пугающих» изменений. Часто, фиксируя внимание на какой-то конкретной части тела, человек действительно начинает чувствовать, что с ней «что-то не так». Любые проявления организма человек может трактовать как симптомы начинающейся болезни.
3. Постоянные проверки здоровья — анализы, обследования. Такие меры помогают лишь на короткое время, тревога снижается, а потом появляются мысли: «А вдруг недообследовали, не заметили, пропустили?» И человек снова обращается к врачам.
4. Навязчивый поиск поддержки у близких. Человек буквально ходит за родственниками или друзьями, спрашивая: «Ведь я же не заболею? Не умру?» Облегчение при получении поддержки снижает тревогу, но потом она возникает снова.
5. Ритуалы (произнесение определенных слов вслух или про себя или определенный набор действий), нейтрализующие какие-либо столкновения с онкотемой.
Развиваться канцерофобия может по-разному. Иногда фобии проходят сами собой, человеку удается справляться с ними самостоятельно. Но бывает и так, что фобии захватывают новые области человеческой жизни. Начав с избегания, человек переходит к сложным ритуалам. Неудачные попытки самолечения могут привести к тому, что расстройство станет хроническим, разовьется депрессия.
Избегание временно снижает тревогу, но укрепляет уверенность в собственной уязвимости
Канцерофобия не так уж безобидна. Выраженная фобия, которая сильно влияет на жизнь пациента, обычно становится верхушкой айсберга — видимой частью тревожности человека.
Помимо фобий, у пациентов иногда обнаруживаются другие психические расстройства: генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, ипохондрическое расстройство, агорафобия, социофобия, обсессивно-компульсивное расстройство.
Поиск верного решения
Когнитивно-поведенческая психотерапия очень эффективна при работе с фобиями. Возможно, будет необходима и медикаментозная терапия. Старайтесь не затягивать с обращением к специалисту. О чем стоит поразмышлять перед походом к психотерапевту?
1. Не бойтесь думать о своих страхах. Попытки не замечать страшное ведут к обратному эффекту — подавление мыслей работает ровно в противоположном направлении, усиливая их. Нет, вы не сможете «надумать» себе болезнь.
2. Мыслите реалистично. Часто при канцерофобиях возникает фантазия, что болезнь настигнет внезапно и неотвратимо приведет к смерти. Однако это всего лишь один из сценариев, самый катастрофический. В реальности многие люди успешно борются с онкозаболеваниями. Напоминайте себе об этом.
3. Боритесь со страхом, не делайте вид, что этой темы не существует. Избегание временно снижает тревогу, но укрепляет уверенность в собственной уязвимости. Учитесь выносить тревогу. Именно нежелание переживать тревогу ведет к фиксации и развитию фобии.
Подумайте, что делает в таких ситуациях большинство людей? Попробуйте поступить так же. Как правило, тревога резко увеличивается в начале, потом какое-то время держится на одном уровне и угасает через полчаса после начала.
Об эксперте
Юлия Захарова — клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, преподаватель в «Психодемии». Подробнее на ее