Я ищу психолога, который помог бы понять, почему мне сложно ходить на работу каждый день. Я могу мотивировать себя каких-то пару месяцев, любить коллектив и работу, которую выполняю. Но потом случится с кем-то хоть немного столкнуться интересами или прямо поругаться — и все. У меня включается резкое нежелание туда ходить!
Если я эмоционально себя переламываю и продолжаю ходить на работу, в кружок, в школу (так было всегда), то я попросту быстро начинаю болеть физически. Беру серию больничных, после чего увольняюсь.
Недавно вышла замуж, переехала в другую страну, но работать так и не могу. Как решить эту проблему? Когда-то меня лечили от депрессии и агорафобии.
Марина, 36 лет
Здравствуйте, Марина. Спасибо за вопрос, важная тема. Многие так, как и вы, мучаются и не знают, что все решаемо.
Вы пишете «ищу психолога», и это очень верно. Вам действительно необходимо работать с психотерапевтом, и лучше с когнитивно-поведенческим, так как именно это направление имеет научно доказанную эффективность по работе с такими, как у вас, запросами.
И вам, и тем, кто с такими проблемами сталкивается, важно понять: это не может ограничиться лишь одной консультацией. То, что вы описали, требует длительной терапии, и поэтому важно выбрать специалиста не только профессионала, но и по душе.
Причина вашего состояния кроется в том, что, по сути, вы ходите по замкнутому кругу, который ухудшает это состояние каждый день и не дает решения.
Шаг первый вашего круга: самообман
«Я могу мотивировать себя каких-то пару месяцев, любить коллектив и работу, которую выполняю» — и, возможно, в этот момент как-то обманываете себя. Важно заметить, что в мыслях на этом этапе вы видите возможно только светлые стороны своей работы и ждете, что все будет идеально. Что коллеги, если вы будете их любить, окажутся покладистыми и вас будут также любить. А в работе всегда все будет легко и идеально получаться.
Второй шаг вашего круга: столкновение с реальностью
«Но потом случится с кем-то хоть немного столкнуться интересами или прямо поругаться — и все. У меня включается резкое нежелание туда ходить». Реальность такова, что мир не идеален. И, естественно, будут конфликты. В них важно учиться общаться и искать возможности сотрудничества. Но если на первом шаге был самообман, то на втором возникают боль, разочарование и стратегия избегания. Сбегу с работы, чтобы не испытывать боль. В этот момент есть мысли о том, что мир работы не дружелюбен, коллеги «плохие» или вы какая-то не такая. Это переживать тяжело. Но это автоматические, давно привычные схемы мышления и поведения, которые требуют терапии.
Третий шаг: самонасилие
«Если я эмоционально себя переламываю и продолжаю ходить на работу, в кружок, в школу (так было всегда), то я попросту быстро начинаю болеть физически. Беру серию больничных, после чего увольняюсь». На этом шаге вы не учитесь взаимодействовать по-настоящему, чтобы и вам, и коллегам с вами было хорошо, а снова заставляете себя притворяться, быть любящей и хорошей. Это разрушает вас и снова растит иллюзии: раз я так жертвую собой, то и другие тоже будут хорошими и будут так же стараться. И дальше снова, обесточенная, вы возвращаетесь на круг самообмана, что снова приводит к стратегии избегания, которая выражается или в болезнях и прогулах, или в увольнении.
Каждый этот шаг заранее программирует следующий. Вам необходима помощь терапевта, который научит вас выстраивать другую стратегию мышления, эмоциональной регуляции и действия. Тем более что уже у вас был опыт лечения депрессии и агорафобии. Корень этих всех состояний один — дезадаптивные привычки мышления, а за ними следуют не те действия. Успешной вам терапии и осознания, Марина!