Психолог, EMDR-терапевт

Все началось с того, что в восьмом классе я довольно часто стал смотреть на учительницу, но не понимал зачем. В девятом класс я влюбился в нее окончательно и попросил задавать мне больше домашки, а затем и вообще спросил насчет дополнительных уроков (свои ошибки я понял).

Проблема в том, что, познакомившись с ней ближе, я привязался еще сильнее, ведь, о боже, у нас много общего. Я пробовал прекратить общение, но безуспешно. Моя влюбленность подтолкнула меня к учебе, только вот признание подобно сжатому воздуху хочет выйти из меня как из шарика, который сжимают мои гормоны. Еще и конец школы не за горами, и я хочу уничтожить это чувство. Не хочу расставаться с ней, поскольку она мне очень интересна, есть желание общаться дальше.

Что мне делать? Стоит ли вообще у нее о чем-то спрашивать и тем более общаться с ней? Не испортил ли я уже ей будни своим вниманием? И значит ли то, что я, одновременно кайфуя и страдая, продолжаю с ней общаться, что я люблю страдать? Со мной все нормально?

Дмитрий, 15 лет

Дорогой Дмитрий, я понимаю, какие противоречивые эмоции вы сейчас испытываете. С одной стороны, влюбленность — невероятно приятное чувство, но с другой — недоступность объекта любви может вызывать грусть или даже отчаяние. Такой конфликт изматывает, рождает сомнения и тревогу. Давайте попробуем разобраться в ситуации, попутно отвечая на ваши вопросы.

Важно понимать, что влюбленность — нормальная эмоция, она довольно распространена среди подростков. Это состояние связано с тем, что молодые люди взрослеют, гормональная система перестраивается. Можно сказать, что сейчас вы пробуждаетесь как зрелая личность, узнаете себя, свои чувства и предпочтения. Учитель все это время находится рядом, проявляет к вам профессиональный и человеческий интерес, поэтому может вызывать теплые чувства.

Однако, несмотря на то, что ваши ощущения абсолютно нормальны, важно понимать: преподаватель — это человек, имеющий свои обязанности и границы

Отношения учителя и ученика должны оставаться в определенных рамках, иначе могут повлечь массу проблем — как для вас, так и для педагога. Слишком сильное сближение будет неэтичным или даже незаконным. Вывод такой: мы не можем запретить себе любить, но обязаны контролировать свое поведение, особенно если оно способно привести к драматичным и непоправимым последствием. В будущем этот навык вам очень пригодится, потому что управление импульсами во многом определяет успешность человека.

Я знаю, это не легко, но попробуйте сосредоточиться на учебе и своих интересах. Влюбленность дает много энергии, направьте ее на достижение целей. В этом случае чувства пойдут на пользу и вам, и учителю. Поговорите о своих переживаниях с людьми, которым доверяете: другом, родственником или психологом. Не нужно скрывать или отрицать эмоции, так же как и нарочито их демонстрировать. Научитесь говорить о них спокойно, как о факте, тогда они не будут доставлять столько дискомфорта.

Со всей серьезностью и глубоким уважением к вашим чувствам я хочу сказать следующее. Вы проходите сложный, но прекрасный период. Много удивительных открытий вас ожидает впереди. Вам предстоит познакомиться со многими вещами, узнать лучше себя и мир. Я призываю вас проявить понимание и терпение к себе и проживаемому вами опыту.