Примеров перед глазами более чем достаточно: любовные романы (классические и не очень), кино и сериалы, опыт друзей и посты в соцсетях... Много разных координат и систем отсчета. Но распознавать это чувство в себе нам приходится самостоятельно. Герои нашего портфолио рассказывают о своем опыте узнавания любви. Он в чем-то схож, но и глубоко индивидуален.
«Обычно осознание не приходит сразу, — рассказывает экзистенциальный психотерапевт Марина Хазанова. — Мало кому, подобно Ярославу, удается с первого взгляда понять, что перед ним его будущая жена. И все равно есть маркеры, которые позволяют интуитивно уловить суть происходящего: нас вдруг начинает неодолимо тянуть к этому человеку; мы чувствуем связь с ним, испытываем сильное желание его видеть и безусловную, большую радость от встречи».
Другой становится значим для нас, интересен. И это переживание усиливается, когда мы обнаруживаем что-то общее, совпадение ценностей. Это отмечают все: у Елены и Ярослава схожие увлечения, у Екатерины и ее возлюбленного близкие профессиональные интересы. Жена Антона поддерживала его во всех его замыслах, а такое единомыслие невозможно без общих ценностей, духовной близости.
«В любви мы становимся больше самими собой. Меньше боимся выражать себя, доверяем и открываемся»
Обнаружив родную душу рядом с собой, мы часто произносим те самые магические слова, которые говорят и наши герои: «я решил, что хочу быть только с ней», «я понял, что это она, та самая девушка», «я приняла его целиком». В этой встрече с нами происходят удивительные перемены. «Мы ощущаем, что на многое готовы, и это не жертва, потому что сами хотим действовать, преодолевать препятствия, и на это находятся силы», — отмечает Марина Хазанова.
Наши герои проявились неожиданным для них самих образом. Ярослав обнаружил в себе находчивость, которая позволила ему заинтриговать Елену. В сдержанной Екатерине проснулась дерзость, а потом она изменила и планы на жизнь. «В любви мы становимся больше самими собой, — продолжает психотерапевт. — Меньше боимся выражать себя, доверяем и открываемся. Мы тоньше и лучше чувствуем себя». Мы по-настоящему пробуждаемся к жизни.
«чувства затягивали, но я сопротивлялась»
Елена, 50 лет, декоратор, и Ярослав, 46 лет, менеджер по продажам
Ярослав: Мы встретились 25 лет назад в районном клубе. Я сразу заметил, что у нас появилась новенькая. Шел с пластмассовым столом на голове — нес реквизит на репетицию любительского спектакля, увидел Аленку, и меня словно осенило: «Вот, Ярослав, посмотри, это твоя будущая жена». Нас познакомили, я быстро почувствовал, что Аленка стопроцентно мой человек, и для себя решил, что хочу быть только с ней.
Все ломал голову, как обратить на себя ее внимание. Как-то набрался наглости, подошел к ней и сказал: «Слушай, ты мне нравишься, но именно поэтому я тебе не советую со мной связываться!» Думал, так смогу ее заинтриговать. И что удивительно — сработало! В тот же вечер пошел ее провожать, потом как-то напросился в гости, и с того момента все закрутилось.
Поженились только через три года. Я не считал свадьбу чем-то необходимым. Но для Лены это было важно. И она поставила вопрос ребром: женимся либо расходимся. Тогда я осознал, насколько она мне дорога и как я боюсь ее потерять.
Иногда думаю: как же здорово, что мои чувства оказались сильнее стереотипов
Елена: Увидев Ярослава, я подумала: «Симпатичный мальчик». На вид ему было лет 18, ребенок! Выяснилось, что 20, но все равно он был младше меня на целых 4 года! Это сейчас такая разница не считается критичной, а тогда это казалось катастрофой, особенно в Краснодаре.
Но мы постоянно встречались в клубе, общались, у нас было много схожих интересов. Я не заметила, как Ярослав стал провожать меня домой, вроде как было по пути. Потом начали видеться каждый день, я понимала, что меня затягивает, но сопротивлялась чувствам. То, что он младше меня, не давало мне покоя. Да и окружающие подливали масла в огонь шушуканьем за спиной и осуждающими взглядами.
Но желание быть счастливой победило — я сдалась. Иногда думаю: как же здорово, что мои чувства оказались сильнее стереотипов.
«Мне понравились его руки со следами краски»
Екатерина, 43 года, театровед
Меня всегда вдохновляет чужой талант, я не раз влюблялась в ярких, интересных, творческих мужчин, способных увлекать и удивлять. Игорь был как раз такой неординарной личностью. Мы познакомились в социальных сетях: на странице одного из наших общих друзей я увидела его картины и выразила автору свое восхищение. Он ответил, завязалась переписка.
Я не собиралась заводить роман. Внешне Игорь совсем не подходил под мой типаж мужчины. Кроме того, он жил в другой стране, а меня отношения на расстоянии не привлекали. Но я часто бывала в его городе, у меня там много друзей. И в очередную поездку решила с Игорем встретиться.
Находясь за тысячу километров друг от друга, мы испытывали очень сильную связь
Он пригласил меня на обед в ресторан, заказал себе крем-суп. Я вдруг обратила внимание на то, что его изящные пальцы и ногти были грязными, и довольно бестактно заметила, что руки перед едой стоило бы помыть. На что мой собеседник невозмутимо ответил, что с художниками такое случается: в руки постоянно въедается краска, и она плохо отмывается.
Внезапно я почувствовала, что испытываю к нему не просто симпатию, а влечение. Наблюдая за тем, как он держит ложку и ест суп, я поняла, что влюбилась. Наши отношения продлились несколько лет. Я приняла его целиком, стала находить его внешность пикантной, не раз прощала, шла на компромисс, не пытаясь переделать.
Находясь за тысячу километров друг от друга, мы испытывали очень сильную связь. Однажды произошел поразительный случай: в одну и ту же ночь мы видели один и тот же сон на двоих! К сожалению, этот человек меня очень сильно разочаровал, и наши пути разошлись. Но я до сих пор трепетно отношусь к художникам, и мне нравятся их руки со следами краски.
«мы наконец оказались наедине»
Антон, 37 лет, агент по коммерческой недвижимости
Я с юности мечтал о серьезных отношениях. В каждой девушке искал спутницу на всю жизнь. И нашел. Как только мы с Олесей начали переписываться в соцсетях, почувствовал, что мы близки по духу. А когда встретились и побыли какое-то время рядышком, я понял, что это оно, то самое чувство, а это она, та самая девушка.
Мы прожили вместе 12 лет, у нас растет дочь. Бывали разногласия, у каждого ведь свои взгляды. Но в конфликтах с родственниками, которые не сразу Олесю приняли, я всегда делал выбор в пользу жены. А она поддерживала меня во всех идеях. Мы жили нестандартно, успели поменять за четыре года три города: Магнитогорск, Уфа, потом Сочи. Из нас получилась отличная команда.
Мы много говорили том, как мало внимания уделяли простым вещам: редко бывали вдвоем, нечасто обнимали друг друга, стеснялись проявлять чувства
А осенью прошлого года все перевернулось. У Олеси обнаружили опухоль. Сначала я успокаивал себя и ее, говорил, что это ошибка, у нас совсем другие планы на жизнь. Она отправилась на обследование в Питер, там диагноз подтвердили. Через пару недель состояние ухудшилось, я приехал к ней. Она сильно осунулась, но глаза были те же, невероятного небесного цвета. Трудно выразить мои чувства.
В этот момент я по-настоящему понял, как сильно ее люблю и насколько это родной человек. Мы с ней много говорили в те дни о том, как мало внимания уделяли каким-то простым вещам: редко бывали вдвоем, нечасто обнимали друг друга, стеснялись проявлять чувства. Всегда и везде только втроем, с дочерью, и на романтику не оставалось времени. И вот теперь, когда мы наконец оказались наедине…
Грустно, что осознание дается такой высокой ценой. Олеся умерла в Питере, в том городе, где мы близко познакомились и где я впервые признался ей в любви. Это чувство дает силы жить сегодня.