У меня есть семья, двое детей, любящий муж, родители рядом, высшее образование, хорошая работа. Но как будто я потеряла себя, свои мечты, свои ценности. Ни друзья, ни учеба мне не интересны. Настроение не очень-то хорошее.
Недавно перенесла операцию по удалению фиброаденомы в груди, перед этим поссорилась с мужем и впала в депрессию. Но после того, как он узнал про мою болезнь, сразу помирились. Сейчас он очень заботливый стал. Но я не в себе. Даже сейчас пишу и не могу все по порядку расставить в голове. В душе пустота, я как будто не я, как будто это не моя жизнь. Скажите, пожалуйста, что со мной? И как мне найти себя?
Хуршида, 28 лет
Здравствуйте, Хуршида. Подобное состояние психоаналитик Эрик Эриксон в 1970 году назвал кризисом идентичности. Переживающий его человек испытывает сильное беспокойство из-за невозможности ответить на вопрос «Кто я такой?», находится в поиске своей индивидуальности и места в обществе, задумывается о смысле жизни.
Переживание экзистенциального кризиса похоже на симптомы, характерные для депрессии: потеря интереса к деятельности, усталость, головные боли, постоянная тоска, чувство безнадежности. Может ощущаться тревога, связанная с отсутствием цели в жизни, значимых достижений, планов.
Кризис — это поворот, перелом. Экзистенциальный — относящийся к бытию, к человеческому существованию. Экзистенциальный кризис — это отрезок жизни, когда подвергаются сомнению и пересмотру все привычные жизненные опоры.
Кризисы не только нормативны, но и необходимы человеку на протяжении всей жизни. Вместо того, чтобы считать этот период жизненным тупиком, стоит посмотреть на него как на возможность. Кризис призван вывести нас на новую ступень развития. Его можно сравнить с катарсисом — когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, находит смысл.
Из вашего письма можно предположить, что вы столкнулись с осознанием собственной смертности
Это тяжелое переживание. Юности свойственно состояние «Я решил жить вечно, и пока все идет по плану». Все хорошо работало, и мы даже не думали о том, что это может измениться в один миг. Но однажды на яркую разноцветную палитру неожиданно капает черная краска. И становится невозможным ее не замечать.
Именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.
Экстраординарные события (болезни, потери) привносят в жизнь экзистенциальную пробужденность, подводят нас к основной теме — беззащитности. При отсутствии безопасности мы не знаем, что может произойти. Беззащитность активизирует застарелые проблемы — те, которые у человека есть с самим собой. Если есть трудности в отношениях или на работе, беззащитность делает их более тяжелыми. Незащищенность активизирует и оживляет старые проблемы и создает новые.
Мы переживаем в жизни то, о чем говорят экзистенциальные философы: «Человеческое бытие означает быть беззащитным перед миром». Мы не защищены, мы обнажены — мы в постоянной небезопасности. И не можем это изменить. Единственная вещь, которая надежна, — это то, что рано или поздно мы умрем. Все остальное находится в постоянном возможном изменении, и всегда может случиться так много разного, что мы не можем даже предсказать.
Смертны мы с самого начала нашего бытия здесь — не только в конце жизни. Мы смертны каждый день. Это неприятно — слышать такое или думать об этом. Но это — правда. Ненадежность, беззащитность, вероятность умереть каждый день — это та реальность, в которой мы находимся. И это может вызвать тревогу.
Как же жить в состоянии уязвимости и обходиться с постоянной незащищенностью?
Как жить, осознавая неизбежность смерти? Как ни парадоксально, но именно открытость по отношению к вопросу конечности собственной жизни помогает человеку осознать ее ценность, искать и находить смыслы.
Несмотря на молодой возраст, обязательную социальную программу — образование, работа, муж, дети — вы уже выполнили. Самое время задать себе вопрос: кто я на самом деле? Что для меня важно? Чего я хочу за пределами того, что принято хотеть? Что я считаю важным дать миру? Что может сделать мою жизнь значимой для остальных?
Как именно вы ответите на эти вопросы — известно только вам. Здесь нет готовых рецептов. Эти вопросы являются экзистенциальными в том смысле, что они касаются вашей уникальной жизни. Настоящие ответы можно получить, только обращаясь внутрь себя. Если честно, то один на один с собой это сделать непросто. Профессиональный психолог может помочь на этом сложном пути. Размышляйте, везде ищите подсказки и не отчаивайтесь.
Кризис пройден, когда человек находит свой смысл бытия, становится автором своей жизни. Осознает, что он не должен и не хочет жить ту жизнь, которую придумали для него другие. Так человек обретает свободу действий и обратную ее сторону — ответственность. Он сам начинает ставить себе цели, опираясь на знание себя, и сам оценивает, справился ли он и насколько хорошо.
Ирвин Ялом — известный экзистенциальный психотерапевт — написал книгу