Я работаю учителем в средней школе шесть лет, до этого работала по другой специальности. Стала замечать, что общаюсь с людьми вне работы и онлайн, и офлайн все меньше и меньше. Сейчас остались только родственники, ближайшие соседи и подруга. С остальными формат общения «привет, как дела».
Моя первая работа была офисная. Там я сидела одна в большом кабинете, и мне реально не хватало общения: работа у нас была только с документами, а не с людьми, коллеги между собой тоже почти не общались. Зато после работы я много общалась с людьми. Я не могу назвать себя абсолютным экстравертом, но в целом я открытый и общительный человек.
В школе мне все нравится. С детьми я нахожу общий язык достаточно легко, с коллегами тоже. Сейчас общения на работе очень много. К тому же я преподаю гуманитарные предметы, которые подразумевают обсуждения, размышления, дискуссии. Но я стала замечать, что на работе я общаюсь слишком много, у меня как будто коммуникативный перегруз. Дети часто подходят ко мне на переменах, до уроков или после, причем не только по учебным вопросам, но и чтобы рассказать что-то свое. С одной стороны, это хорошо, что я так интересна детям: они любят мой предмет, готовятся к урокам. А с другой — я стала от этого уставать.
Если говорить о личных границах, то дети не общаются со мной как с подружкой, я для них скорее микс мамы и психолога, хотя я не психолог и своих детей у меня тоже нет. Я замечаю, что есть коллеги, с которыми дети практически не вступают в диалог. Такой букой я быть не хочу — отталкивать детей от себя тоже неправильно. Мне нравится общение с ними: от них я узнаю много нового, они живые, искренние. Коллеги у меня тоже на редкость общительные и эмоциональные, в целом все они люди добрые. Но это реально переизбыток общения.
Может быть, поэтому я меньше общаюсь вне работы? Но на работе у меня больше общих интересов с коллегами и даже с учениками, чем с теми, с кем я общалась раньше. Как немного сократить общение на работе, особенно с детьми? Или причина сокращения общения вне работы в смене интересов? Сложно разобраться самой.
Мария, 34 года
Мария, то, что вы описываете, действительно похоже на перегруз на работе. В такой ситуации, как мне представляется, невозможно найти ресурс на общение с кем-то еще.
У меня про вас возник такой образ: машина с переполненным багажником, который уже не закрывается. И ваш вопрос о том, как сократить общение на работе и добавить общение вне работы, для меня выглядит так, как будто вы хотите вытащить из багажника часть вещей и столько же положить обратно. Но так вы все равно останетесь перегруженной. На мой взгляд, тут в первую очередь стоит подумать о том, чтобы сократить эту нагрузку, чтобы багажник хотя бы закрылся.
У меня создалось впечатление, что перегруз создают именно дети. Да, с детьми может быть интересно, но даже от интересного можно устать. Мне кажется, у вас есть некоторая путаница с границами: как будто вы их не очень хорошо чувствуете и не умеете обозначать.
А если вы их не чувствуете, то и окружающие не чувствуют тоже — особенно если речь о детях
И тогда они идут и идут разговаривать с вами, не понимая, что вы уже устали. Если бы я как психолог работала с запросом типа вашего, мы бы наверняка вышли на тему личностных границ.
И еще при чтении вашего письма для меня осталось непонятным, зачем вам общение вне школы. Вам интересно с коллегами, возможно, они закрывают ваши потребности в общении. Действительно ли вам нужен кто-то еще, или это дань некоему убеждению? Пока что я бы вам порекомендовала подумать о том, где вы с общением перебираете, где его можно снизить, а также о том, где вы могли бы черпать силы. Сделать такую ревизию.
Ну и учиться чувствовать и обозначать личностные границы. Вполне вероятно, что когда для вас самой ситуация с границами прояснится, ваша проблема с перегрузом тоже начнет решаться.