Детский и подростковый психолог 

Я рисую почти столько, сколько себя знаю. Сначала ходила в обычный кружок для детей, потом увлечение переросло в нечто большее, с чем я, собственно, и хочу связать свою жизнь. Учусь на третьем курсе художественного училища. За эти годы было много сомнений — но мне это нравится, это действительно часть моей жизни.

Проблема в настоящем заключается в том, что я рисую с помощью графического планшета, и мои навыки будто не развиваются вовсе. Я буквально чувствую какие-то барьеры и страх, но перед чем? Вроде и исправить можно и переделать, но тем не менее, что-то не дает.

Другими художниками вдохновляюсь, анализирую их работы, беру на заметку детали, которые мне особенно понравились, чтобы использовать или обыграть в своем рисунке. В общем, делаю все, чтобы, как мне казалось, прокачать свои навыки, но не тут-то было. Проблема еще в том, что я не знаю как я хочу рисовать. Реализм получается на раз-два, но я хочу рисовать в полуреализме, а то и вовсе упрощенном каком-то стиле.

Наверное, дело в отсутствии опыта, но я испытываю страх, что ничего не получится или я сделаю что-то не так, и это меня затормаживает. Из-за этого страха и неудовлетворительных результатов опускаются руки, как побороть его? Он только в рисовании…

Я не могу развивать дальше навыки, но я хочу связать свою жизнь с этим, потому что люблю это дело. Кажется, будто все лучше рисуют, все знают, как и что делать, у всех есть свой стиль. Хотя в академических рисунке и живописи мой уровень достаточно высокий.

Очень хочу рисовать и развиваться в удовольствии, а не страхе. Подскажите пожалуйста, что можно сделать.

 Анна, 17 лет

Здравствуйте, Анна. Читаю ваше письмо и по-хорошему завидую, поскольку сама люблю рисовать, но никогда этому не училась и не практикуюсь каждый день, как вы. А вы посвящаете любимому делу столько времени, с таким вниманием относитесь к работам коллег по творчеству. И это совершенно точно даст свои плоды.

Вы сами говорите, что именно на планшете рисовать стали относительно недавно. А это, насколько я могу понять, совершенно другой вид рисования, чем на бумаге. Согласитесь, когда вы только начинали ходить в кружок по рисованию для детей, то были сильно далеки от того уровня, на котором пишете сегодня? Потребовались годы, чтобы узнать законы, техники и даже секреты живописи, графики — смотря в каком жанре вы работаете.

Сейчас пока происходит становление вашего мастерства в новом жанре

Как думаете, если бы вы занялись, к примеру, скульптурой, то сразу ли у вас все стало бы получаться безупречно? Скорее всего, тоже понадобились бы время и, наверное, мастер-наставник, который бы обучал. Есть ли у вас такой наставник, который бы подсказал, как и что вы можете доработать в своих диджитал-артах?

Но это рассуждения скорее человека, который интересуется изобразительным творчеством… А как психолог я хочу спросить вас: когда вы начинали рисовать, родители, ближайшие родственники хвалили ваши работы?

Были ли ваши педагоги поддерживающими, вдохновляющими и тактичными? Или, наоборот, вам чаще указывали на ошибки в рисунках, твердили о том, что нужно стараться еще больше, чтобы вышел какой-то толк? А может быть, вообще никак не реагировали или в качестве обратной связи выдавали лишь дежурное «хорошо», «молодец», в то время как вам хотелось услышать хоть немного одобрения, похвалы? 

То, как реагировали на ваше творчество значимые для вас люди, играет большую роль в том, как вы сами воспринимаете его теперь.

В детстве ребенок учится оценивать мир вокруг и самого себя с помощью реакций взрослых

Он впитывает их и присваивает себе. Лишь спустя годы человек может обнаружить внутренний конфликт: то, что раньше критиковали и осуждали родители, вдруг нравится их повзрослевшему ребенку — в глубине души. Но позволить себе заявить об этом во всеуслышание он не может, ведь он точно знает, как отреагируют взрослые. И тогда он начинает тоже искать недостатки в том, что на самом деле любит, чем восхищается, интересуется. Правда, счастливым его это не делает.

Если в вашем детстве взрослые (будь то папа, мама, бабушка, дедушка или педагог) реагировали на ваше творчество неодобрительно, то рекомендую обратиться к психологу и поработать с ним над уверенностью в себе.

Возможно, у вас тоже есть конфликт между тем, как вы в действительности относитесь к своему творчеству, и тем, что о нем когда-то сказал кто-то важный для вас.

И еще хорошо бы найти единомышленников, тех, кто может оценить ваше творчество непредвзято, сторонним взглядом. Так у вас будет как минимум три точки зрения — некоего взрослого из детства, ваша личная и тех, кто понимает в искусстве.